Рабочая программа по литературному чтению

11 марта 2014 - Администратор

Рабочая программа по литературному чтению

3 класс

 

 

 

 

Рабочая программа по литературному чтению

3 класс

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению создана на основе:

·       федерального  государственного стандарта начального общего образования;

·       учебного плана МБОУСОШ №2  на 2012-2013 учебный год;

·       в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100»

 

В данной примерной рабочей программе деется распределение учебных часов по разделам и темам курса в соответствии с авторской программой «Чтение и начальное литературное образование» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), рекомендованной МОРФ. Учебники по данной программе входят в Федеральный перечень на 2012 – 2013 уч. год  в рамках образовательной системы «Школа 2100».

Примерное поурочное планирование составлено с учетом часов, выделенных Базисным учебным планом 2004 г., на 34 недели в соответствии с годовым примерным учебным планом по 3 часа в неделю в соответствии с недельным примерным учебным планом.

В Базисном учебном плане  на литературное чтение отводится 102 часа,  из них 14 часов - на внеклассное чтение в соответствии с авторской программой и 2 урока – проводятся в форме урока–отчета. Планирование этих уроков составлено на основе  указаний  методического пособия  Е. В. Бунеевой, М. А. Яковлевой «Уроки чтения по книге «В океане света». Уроки внеклассного чтения проводятся:

- в начале учебного года;

- после чтения каждого из 13 разделов;

 - в конце учебного года.

 

Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность.

Цели, задачи и содержание курса литературного чтения в начальной школе

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

·       научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать;

·       развивать художественно – творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость при чтении художественных произведений; формировать эстетическое отношение к искусству слова; совершенствовать все виды речевой деятельности, умение вести диалог, выразительно читать, рассказывать и импровизировать;

·       способствовать овладению осознанным, правильным, беглым  и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формировать читательский кругозор и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

·       воспитывать эстетическое отношение к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащать нравственный опыт младших школьников, формировать представления о добре и зле, справедливости и честности; развивать нравственные чувства, уважение к культуре народов многонациональной России.

Приоритетной целью обучения литературному чтению  является формирование читательской компетенции младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средству самообразования.

Достижение этих  целей предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через  литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи  (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей  к литературе как искусству слова, к пониманию  того,  что  делает литературу художественной, – через  введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни– признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра– направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природыосновывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии– основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины– это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности– осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

 

Содержание предмета «Литературное чтение» включает следующие разделы:

·       Круг детского чтения.

·       Техника чтения.

·       Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

·       Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

·       Литературоведческая пропедевтика.

·       Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Техника чтения

·       На  момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

·       1) способ чтения – чтение целыми словами;

·       2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

·       3)  скорость чтения –  установка на  нормальный для  читающего темп  беглости, позволяющий ему осознать текст;

·       4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для  передачи точного смысла высказывания.

·       Правильное, осознанное, достаточно беглое  и выразительное чтение целыми словами про  себя  и  вслух. Выбор  интонации,  соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

Формирование приемов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

·       Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»:  нахождение авторского  заглавия в ряду  данных).

·       Обучение прогнозированию содержания  произведения  на  основе заглавия,  иллюстрации, ключевых слов;  самостоятельному придумыванию заглавий.

·       Развитие умений:

·       – выделять ключевые слова  в тексте или  в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;

·       –  самостоятельно делить  текст  на  части,  озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);

·       – составлять простой план (варианты простого плана: пункты пла- на – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);

·       – сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;

·       – самостоятельно составлять план рассказа о герое;

·       – отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учи- теля по содержанию прочитанного или  прослушанного текста;

·       –  самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозиро- вать  содержание по ходу чтения или  слушания;

·       – использовать выборочное чтение для  подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа.

·       Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова  и выражения, которые использует автор  для описания или  характеристики.

·       Обучение работе  над  образом литературного героя. Что  и как рассказывает автор  о герое:

·       – портрет;

·       – детали биографии (что известно о его жизни);

·       – черты личности (какой он?).  Как эти свойства личности проявляются  в поступках, мыслях, словах;

·       – речь  героя как средство его характеристики;

·       – отношение автора к герою;

·       – собственное отношение к герою, его обоснование.

·       Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем,  умения представить картину, нарисованную автором.

·       Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).

·       Высказывание и  аргументирование своего  отношения к прочитанному.

Литературоведческая пропедевтика.

На уроках учитель знакомит детей  со следующими понятиями:

·       Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе. Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор». Повесть, её отличие от рассказа.

·       Пьеса. Признаки драматического произведения.

·       Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте. Закрепление на  новом  литературном материале понятий, введенных  во 2-м классе.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Обучение:

·       – подробному и краткому пересказу текста по плану;

·       – выборочному пересказу текста;

·       – словесному рисованию картин к художественным текстам;

·       –составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;

·       – составлению устных рассказов от имени одного из героев;

·       –составлению устных и письменных описаний-миниатюр. Заучивание наизусть и  выразительное чтение стихотворений и

·       небольших  отрывков  прозы  с  использованием  соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи  и логического ударения.

·       Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к  сочинению: обдумывание и  обсуждение темы,  формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).

·       Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений, иллюстрирование, инсценирование.

 

В 3 классе личностными результатами  изучения  предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

–  эмпатия –  умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко  всему  живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим  близким;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

–  наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих  и окружающих людей;

–  этические чувства –  совести, вины, стыда –  как регуляторы морального поведения.

Средством достижения  этих  результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

–  вычитывать все  виды  текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–   извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах

(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатамиизучения курса «Литературное чтение»  является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить

словарную работу;

– делить текст на части, составлять простой план;

– самостоятельно формулировать главную мысль текста;

– находить в тексте материал для  характеристики героя;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– составлять рассказ-характеристику героя;

– составлять устные и письменные описания;

– по ходу чтения представлять картины, устно  выражать (рисовать)  то, что представили;

–высказывать и аргументировать своё  отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика   автора;

– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

 

         Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными умениями и навыками , выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

В рабочей программе предусмотрена следующая система учета знаний учащихся:

- письменные проверочные работы - 11 

проводятся  после завершения работы над каждым разделом.

 

- чтение наизусть – 15, в т. числе 

  -стихотворения – 13

  - проза – 2

 В соответствии с едиными требованиями учета знаний учащихся особое место отводится декламации стихотворных и прозаических произведений.

 

проверка умения, навыка чтения - 1 

Проводится в конце учебного года с целью проверки правильности, осознанности и выразительности чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание тем учебного курса

 

Количество часов на изучение программы           102

Количество часов в неделю                                      3

 

Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):

                                           

п/п

Название разделов

Количество часов

1.

Прощание с летом

5

2.

Летние путешествия и приключения

14

3.

Природа летом

9

4.

Уроки и переменки

17

5.

«Глухая пора листопада…»

5

6.

«И кот ученый свои мне сказки говорил…»

10

7.

«Поет зима, аукает…»

7

8.

Животные  нашем доме

7

9.

Мы с мамой и папой

8

10.

«Наполним музыкой сердца…»

7

11.

День смеха

4

12.

«О весна, без конца и без краю…»

3

13.

День Победы

2

14.

Родная земля

3

Итого

102 ч.

                 

График проведения контрольных работ

 

Дата

1

Проверка техники чтения за 1 триместр

 

2

Проверка техники чтения за 2 триместр

 

3

Проверка техники чтения за 3 триместр

 

 

 

Тематика чтения

Прощание с летом. ( 5 ч). Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.
Летние путешествия и приключения. (14 ч). Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.
Природа летом. (9 ч). Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.
Уроки и переменки. ( 17 ч). Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.
«Глухая пора листопада...». ( 5 ч). Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.
«И кот ученый свои мне сказки говорил...». ( 10 ч). Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.
«Поет зима, аукает...». ( 7 ч). Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачева, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о зимней природе, ее красках и звуках, о новогоднем празднике.
Животные в нашем доме. ( 7 ч). Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.
Мы с мамой и папой. ( 8 ч). Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о серьезных проблемах и счастливых днях.
«Наполним музыкой сердца...». ( 7 ч). Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о волшебном влиянии музыки на душу человека.
День смеха. ( 4 ч). Веселые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о веселых людях и событиях, о чувстве юмора.
«О весна, без конца и без краю...». ( 3 ч). Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Черного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.
День Победы. ( 2 ч). Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.
Родная земля. ( 3 ч). Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других о России, о любви к родной земле.

 

Техника чтения

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

Формирование приемов понимания прочитанного

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).
Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.
Развитие умений:
– выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
– самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);
– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);
– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
– самостоятельно составлять план рассказа о герое;
– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения;
– использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного

Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.
Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое:
– портрет;
– детали биографии (что известно о его жизни);
– черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах;
– речь героя как средство его характеристики;
– отношение автора к герою;
– собственное отношение к герою, его обоснование.
Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором.
Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).
Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.

Практическое знакомство с литературоведческими понятиями

Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе.
Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор».
Повесть, ее отличие от рассказа.
Пьеса. Признаки драматического произведения.
Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте.
Закрепление на новом литературном материале понятий, введенных во 2-м классе.

 

 

 

 

Развитие устной и письменной речи

Обучение:
– подробному и краткому пересказу текста по плану;
– выборочному пересказу текста;
– словесному рисованию картин к художественным текстам;
– составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;
– составлению устных рассказов от имени одного из героев;
– составлению устных и письменных описаний-миниатюр.
Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.
Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).
Творческие работы: сочинение сказок, рассказов, стихотворений.

 

Таблица требований
к умениям учащихся по чтению (программный минимум)

3-й класс

• осознанное, правильное, выразительное чтение;
• умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• умение самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• деление текста на части, составление простого плана;
• самостоятельное формулирование главной мысли текста;
• нахождение в тексте материала для характеристики героя;
• подробный и выборочный пересказ текста;
• составление рассказа-характеристики героя;
• составление устных и письменных описаний

• умение по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
• высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему)

• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определенным признакам;
• различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• соотносить авторов, названия и героев прочитанных произведений

 

 

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. В одном счастливом детстве: книга для чтения в 3 классе. – Части 1 и 2. – М.: Баласс, 2008.

2. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Тетрадь по чтению к учебнику «В одном счастливом детстве». 3 класс. – М.: Баласс, 2009.

     3. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А. Уроки литературного в 3 классе. Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2008

     4. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 3 класс С.В. Кутявина. М., 2006

      5. Литературное чтение. Тесты. 3 класс. О.В.КубасоваМ., 2006

      6. «Чтение» 1-4 классы. Сборник текстов для проверки техники чтения. М., «Издат-школа

      7. Ж.  «Начальная школа»

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. В одном счастливом детстве: книга для чтения в 3 классе. – Части 1 и 2. – М.: Баласс, 2008.

2. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Тетрадь по чтению к учебнику «В одном счастливом детстве». 3 класс. – М.: Баласс, 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 3 классе

по учебнику «В одном счастливом детстве» Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой

Программа «Школа 2100»

 

 102 часа, 3 раза в неделю

№ п/п

№ в теме

Тема урока

Использование ИКТ

Домашнее задание

Дата

Коррекция

План

Факт

 

Раздел 1. Прощание с летом (5 часа)

1

1

Вводный урок.

Знакомство с новым учебником.

Г. Сапгир «Нарисованное солнце».

Ю. Ким «Светлый день»

 

с. 4–5 (учебник).

Выучить одно стихотворение по выбору

 

 

2

2

В. Драгунский «Англичанин Павля»

 

с. 8–11 (учебник);

с. 1, № 1 (тетрадь)

 

 

3

3

Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот».

 

с. 3, № 3 (тетрадь)

 

 

4

4

К. Бальмонт «Капля».

Б. Заходер «Что красивее всего?»

 

 

Написать сочинение-миниатюру «Каким мне запомнилось это лето»

 

 

5

5

Урок внеклассного чтения. Структура книги. Что я читал летом? Где, что, как и почему?

 

Книги

Ю. Дмитриева о природе («Большая книга леса»,

«Пароль», «Пусть живет!» и др.)

 

 

 

Раздел 2. летние приключения и путешествия (14 часов)

7

1

Введение в новый раздел. Ю. Ким «Отважный охотник»

 

с. 24 (учебник); выучить стихотворение наизусть

 

 

8

2

С. Голицын «Сорок изыскателей». Чтение 1 и 3-й глав

 

 

с. 25–33 (учебник); с. 4, № 2 (тетрадь)

 

 

9

3

С. Голицын «Сорок изыскателей». Чтение 4-й главы

 

 

с. 34–43 (учебник); с. 4, № 2 (тетрадь)

 

 

10

4

С. Голицын «Сорок изыскателей»

 

 

с. 42–43 (учебник); с. 5, № 2 (тетрадь)

 

 

11

5

И. Дик «В дебрях Кара-Бумбы». Чтение 1–5-й частей главы первой

 

 

с. 44–47 (учебник)

 

 

12

6

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Знакомство с героями и местом действия. Чтение 1–6-й частей главы восьмой

 

 

с. 55–61 (учебник); с. 7, № 1 (тетрадь)

 

 

13

7

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Чтение 1–4-й частей главы тринадцатой

 

с. 61–67 (учебник); с. 7, № 2 (тетрадь)

 

 

14

8

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

 

с. 7, № 3 (тетрадь)

 

 

15

9

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Заключительный урок

 

Повторить пройденный материал

 

 

16

10

Б. Емельянов «Игра»

 

с. 69–73 (учебник); с. 8, № 2 (тетрадь)

 

 

17

11

К. Паустовский «Кот-ворюга». Работа с понятиями образ– персонаж, автор

 

с. 77, № 2 (учебник); с. 9, № 3 (тетрадь)

 

 

18

12

К. Паустовский «Жильцы старого дома»

 

с. 78–81 (учебник), читать;

с. 85, № 1, 2

 

 

19

13

К. Паустовский «Жильцы старого дома». Завершение работы над рассказом

 

Рассказ об одном из жильцов старого дома

 

 

20

14

Урок внеклассного чтения. «В путь, друзья!» или «Игра становится жизнью» (о путешествиях

и путешественниках)

 

Г. Снегирев «В разных краях»,

В. Арсеньев «Встречи

в тайге»

 

 

 

Раздел 3. природа летом (9 часов)

21

1

Введение в новый раздел.

С. Есенин «С добрым утром»

 

с. 8 (учебник); выучить наизусть стихотворение

 

 

22

2

А. Н. Толстой «Детство Никиты». Главы «В купальне», «Стрелка барометра» (ч. 1)

 

с. 92–98 (учебник), читать;

 

 

 

23

3

А. Н. Толстой «Детство Никиты».

 

Выразительное чтение 1-й части главы «Стрелка барометра»

 

 

24

4

А. Н. Толстой «Детство Никиты». Завершение работы над главами

 

с. 98, № 1

 

 

25

5

И. С. Тургенев «Голуби».

И. А. Бунин «Розы»

 

с. 99–100; выучить наизусть

 

 

26

6

В. В. Бианки «Неслышимка»

 

 

с. 105 (учебник);

№ 3 – пересказ

 

 

27

7

Б. Пастернак «За поворотом».

 

с. 107 (учебник); с. 17 (тетрадь)

 

 

28

8

Обобщение по разделу 3. Проверочная работа № 3 (15–20 минут)

 

Повторить пройденный материал

 

 

29

9

Урок внеклассного чтения. Разноцветное лето. Стихи поэтов-классиков XIX–XX веков

 

Стихи о лете

Ф. Тютчева,

А. Майкова,

И. Никитина,

А. Плещеева,

И. Бунина

 

 

 

Раздел 4. уроки и переменки (17 часов)

30

1

Анализ творческих работ. Э. Успенский «Школа клоунов». Первый день занятий

 

с. 111–120 (учебник). Пересказ «Приложения первого»

 

 

31

2

Э. Успенский «Школа клоунов». Второй день занятий

 

Сочинение-фантазия на тему «Школа моей мечты»

 

 

32

3

Э. Успенский «Школа клоунов». Заключительный урок.

 

Выразительное чтение

 

 

33

4

Б. Заходер «Перемена»

 

с. 128 (учебник); выучить стихотворение наизусть

 

 

34

5

Г. Куликов «Как я влиял на Севку»

 

с. 129–135, читать

 

 

35

6

Г. Куликов «Как я влиял на Севку» (продолжение работы)

 

с. 135–143, чтение по ролям главы 3

 

 

36

7

Г. Куликов «Как я влиял на Севку» (продолжение работы)

 

№ 3 (тетрадь)

 

 

37

8

Г. Куликов «Как я влиял на Севку». Заключительный урок

 

Придумать и нарисовать облож-ку к книге Г. Куликова «Как я влиял на Севку»

 

 

38

9

Б. Заходер «Вредный кот».

Л. Гераскина «В стране невыученных уроков» (начало работы с текстом)

 

с. 147–151; озаглавить части

 

 

39

10

Л. Гераскина «В стране невыученных уроков»

 

с. 151–156;

озаглавить

части 5–6

 

 

40

11

Л. Гераскина «В стране невыученных уроков»

 

с. 159–167;

пересказ глав 9, 10, 11, 12 на выбор

 

 

41

12

Л. Гераскина «В стране невыученных уроков»

 

Инсценировка глав

10 и 11

 

 

42

13

О. Григорьев

«Витамин роста»

(завершение работы)

 

Выразительное чтение

 

 

43

14

О. Григорьев  «После уроков», «Кто прав»

 

с. 173.

Выучить

наизусть

одно стихотворение по выбору

 

 

44

15

Обобщающий урок по разделу 4.

 

 

Повторить пройденный материал

 

 

45

16

Проверочная работа (15–20 минут). Подготовка к сочинению

 

Написать сочинение

на одну из тем: «Если бы я был учителем»;

«На каких уроках мне не бывает скучно»

 

 

 

46

17

Урок внеклассного чтения. «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться».

(Книги о сверстниках.)

 

И. Пивоварова «Рассказы Люси Синициной,

ученицы 3

класса»,

Л. Гераскина «В стране невыученных уроков»

 

 

 

Раздел 5. «Глухая пора листопада…» (5 часов)

47

1

К. Паустовский

«Мой дом»

 

с. 179–181, пересказ

 

 

48

2

Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»

 

Выразительное чтение одного стихотворения по выбору, с. 182–184

 

 

49

3

К. Паустовский

«Прощание с летом»

 

Выучить наизусть

1, 2 или 8-й

абзацы

 

 

50

4

Обобщающий урок по разделу 5.

Проверочная работа № 5.

Подготовка к сочинению

 

Написать сочинение

по наблюдениям

на тему «Разная осень»

 

 

51

5

Урок внеклассного чтения. Знакомство

с детской периодической печатью

 

Журналы «Мурзилка», «Миша», «Почему»

 

 

 

Раздел 6. «И кот ученый свои мне сказки говорил…» (10 часов)

52

1

Введение в раздел.

Что такое сказка?

Ю. Ким «Летучий ковёр». Г. Сапгир «Леса-чудеса». Русская сказка «Кот и лиса». В. Берестов  «Сказка»

 

Выучить стихотворение В. Берестова  «Сказка» наизусть

 

 

53

2

Русские народные

сказки «Никита Кожемяка», «Как мужик гусей делил»

 

Подготовиться к инсценированию. Выучить роли наизусть

 

 

54

3

Обобщающий урок по теме «Русские

народные сказки».

Б. Гребенщиков «Под небом голубым…»

 

Выучить стихотворение наизусть. Нарисовать жителей сказочного города

 

 

55

4

Арабские сказки из «Тысячи и одной ночи», «Синдбад-море-ход»

 

Озаглавить 4, 5, 6-ю части, записать в тетрадь

 

 

56

5

Авторские сказки

Ш. Перро «Ослиная шкура»

 

Выписать ключевые слова, с. 26, № 3 (рабочая тетрадь)

 

 

57

6

Г. Х. Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»

 

Пересказ

сказки

 

 

58

7

А. Волков «Волшебник Изумрудного города» (чтение главы «Элли в плену  у людоеда»)

 

Ответить на вопросы учебника на с. 50 и выполнить задание 3, (тетрадь,  с. 28)

 

 

 

59

8

Пьеса – драматическое произведение. С. Маршак «Сказка про козла»

 

Составить план из пословиц. Задание 2,  (тетрадь, с. 29)

 

 

60

9

В. Высоцкий «Песня Кэрролла».

Обобщающий урок по разделу. Творческая работа – сочинение сказки

 

Дописать сказку. Оформить работу (нарисовать рисунки и обложку)

 

 

61

10

Внеклассное чтение. Сказки-путешествия. В. Губарев «Королевство Кривых зеркал», С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

 

С. Маршак

«Двенадцать месяцев»

 

 

 

Раздел 7. «Поет зима, аукает…» (7 часов)

62

1

Введение в новый

раздел. Чтение стихотворений С. Есенина «Поет зима, аукает…», «Пороша». Проверочная работа по разделу 6

(15–20 минут)

 

Выучить

стихотворение наизусть. Сделать выписки на страничку «Зима

 

 

63

2

К. Бальмонт «Снежинка»,

И. Бродский «Вечером».

Ю. Мориц «Настоящий секрет», 

А. Барто «В защиту Деда Мороза»

 

Выучить стихотворение по выбору наизусть.

Сделать выписки на страничку «Зима»

 

 

64

3

В. Драгунский «Кот в сапогах»

 

Подготовить выразительное чтение рассказа

 

 

65

4

Б. Пастернак «Снег идет», А. Башлачов

«Рождественская»,

Д. Самойлов «Город зимний»

 

Выучить одно стихотворение по выбору наизусть

 

 

66

5

В. Бианки «По следам»

 

Озаглавить части. Ответить на вопросы,  с. 87

 

 

67

6

Проверочная работа по разделу 7  (15–20 минут). Обобщающий урок по разделу. Подготовка к сочинению

 

Выбрать тему на

с. 76 и написать сочинение

 

 

68

7

Внеклассное чтение. Сказка-пьеса С. Маршака «Двенадцать месяцев»

 

Придумать свою концовку сказки-пьесы

 

 

 

Раздел 8. животные в нашем доме (7 часов)

69

1

Введение в раздел.

В. Берестов «Прощание с другом». Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»

 

Подготовить пересказ текста от 3-го лица

 

 

70

2

Ю. Коринец «Ханг и Чанг»

 

Выполнить задание

№ 2 на с. 100;

задать 2 вопроса по содержанию

 

 

71

3

В. Драгунский «Дымка и Антон».

Г. Сапгир «Морская собака»

 

Прочитать и выучить наизусть стихотворение

Г. Сапгира

 

 

 

72

4

Ю. Коваль «Капитан Клюквин»

 

Прочитать, озаглавить и пересказать 6-ю часть рассказа

 

 

73

5

Ю. Коваль «Капитан Клюквин»

 

Подготовить краткий пересказ

 

 

74

6

Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони». Обобщающий урок по разделу. Устный журнал «Добро в твоем сердце». Подготовка к сочинению

 

Написать сочинение на одну из  тем на

с. 115

 

 

75

7

Внеклассное чтение. О братьях наших меньших

 

Рассказы о животных В. Чапли-

ной, Б. Житкова

 

 

 

Раздел 9. мы с мамой и папой (8 часов)

76

1

Проверочная работа по разделу 8 (15 минут). Введение в раздел. Э. Успенский «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой». В.Драгунский «Бы…»

 

Выучить наизусть одно стихотворение по выбору

 

 

77

2

Ю. Коринец «Подарки под подушкой», А. Барто «Разговор с дочкой»

 

Выучить наизусть отрывок из рассказа

 

 

78

3

И. Дик «Красные яблоки», А. Барто «Перед снегом»

 

Выучить наизусть стихотворение

А. Барто или написать сочинение-миниатюру, с. 4

 

 

79

4

В. Драгунский «Девочка на шаре»

 

Озаглавить части 4, 5, 6, 7-ю. Составить цитатный план рассказа

 

 

80

5

В. Драгунский «Девочка на шаре». «Счастье – это когда тебя понимают…» Завершение работы над рассказом

 

Придумать продолжение рассказа

 

 

81

6

В. Драгунский «Тайное всегда становится явным».

С. Маршак «Хороший день»

 

Разделить текст на три части.

Озаглавить получившиеся части

 

 

82

7

Подготовка к сочинению о своей семье. Обобщающий урок по разделу 9. Проверочная работа по разделу 9 (15–20 минут)

 

Написать сочинение, оформить его фотографиями, рисунками

 

 

83

8

Внеклассное чтение. От чистого сердца

 

Читать книги Э.Успенского

 

 

 

Раздел 10. «Наполним музыкой сердца…» (7 часов)

84

1

Введение в раздел.

О. Мандельштам «Рояль». К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

 

Подготовить подробный пересказ 1 и 2-й частей

 

 

85

2

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», «…Волшебник и великий музыкант»

 

Подготовить выборочный пересказ: «Что чувствовала Дагни, слушая музыку Грига…»

 

 

86

3

Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка», «Небольшое выступление», «О сказочной тайне маленького Моцарта», «О танцующем снеге»,

«О Вене и серебряной шпаге принца»

 

Подготовить диалог Моцарта и Сверчка к инсценированию

 

 

87

4

И. Тургенев «Певцы» (отрывок)

 

Подготовить к пересказу любую часть

 

 

88

5

В. Драгунский «Независимый Горбушка»

 

Выписать ключевые слова из рассказа.

Ответить на вопрос учеб-ника, с. 175

 

 

89

6

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 10.

Подготовка к сочинению на тему «Что я представляю, когда слушаю музыку…»

 

Написать сочинение

на тему

«Что я пред-ставляю себе, когда слушаю музыку…»

 

 

90

7

Урок внеклассного чтения. Моя Хохотания

 

Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот» и продолжение этой книги. Рассказы

Н. Носова, Ю. Сотника, В. Голявкина

 

 

 

Раздел 11. день смеха (4 часа)

91

1

Введение в раздел.

Г. Сапгир «Смеяцы», «Людоед и принцесса, или Все наоборот»

 

Выучить стихотворение наизусть

 

 

92

2

В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора». Ю. Мориц «Малиновая кошка». Дву-стишия О. Григорьева

 

Выразительное чтение стихотворения

 

 

93

3

Обобщающий урок «Весёлая мозаика»

 

Повторить пройденный материал

 

 

94

4

Внеклассное чтение. Необычный календарь

 

В. Бианки

«Лесная газета»

 

 

 

Раздел 12. весна (3 часа)

95

1

Введение в раздел. Стихи о весне Ф. Тютчева, А. Блока, А. Макаревича,

В. Маяковского,

О. Мандельштама,

С. Чёрного,  Б. Окуджавы

 

 

Выучить одно стихотворение наизусть. Нарисовать иллюстрацию

 

 

96

2

А. Толстой «Детство Никиты», глава «Весна»

 

Разделить текст на три части, озаглавить части

 

 

97

3

Проверочная работа по разделам 11 и 12 (15–20 минут). Творческая работа: сочинение о весне

 

 

Написать сочинение. Оформить работу рисунками

 

 

 

Раздел 13. день Победы (2 часа)

98

1

Введение в раздел.

А. Ахматова «Памяти друга», В. Драгунский «Арбузный переулок». Стихи о вой-не В. Высоцкого,

Б. Окуджавы,

А. Твардовского

 

Читать выразительно стихи. Нарисовать плакат «Пусть всегда будет мир»

 

 

99

2

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»

 

Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина», С. Алексеев «Они защи-щали Москву»

 

 

 

Раздел 14. Родная земля (3 часа)

100

1

Введение в раздел.

К. Паустовский «Бескорыстие», В. Бахаревский, Г. Цыферов «Дубенка», Б. Окуджава «Песенка об Арбате», С. Козлов «Где живет солнце?»

 

Пересказать «Дубенку» или вы-

учить наизусть стихотворение

Б. Окуджа-

вы

 

 

101

2

Заключительный урок. Проверка техники чтения

 

Повторить пройденный материал

 

 

102

3

Внеклассное чтение. Любимые книги. Любимые писатели

 

Список литературы на лето

 

 

 

 

Комментарии (0)
>>
Полезные ссылки

ГМУ  минобрнауки  Минобр ставрополь  Госуслуги  РЦОИ Госуслуги Ставропольский край  ФСКН  ГАК  РосОбр Рособрнадзор ЕГЭ  ГИА  ФИПИ  ФГБУ  Молодежь  Единое окно доступа к образовательным ресурсам   Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов   Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 


Телефоны «горячей линии» министерства образования Ставропольского края по вопросам незаконных сборов денежных средств в образовательных организациях Ставропольского края:
(8652)95-14-51 (среда 10.00 - 12.00)
(8652)95-14-47 (пятница 10.00 - 12.00)
Телефон доверия: (87935)3-54-35
Голосования

Чего бы Вы пожелали в новом году?

Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 0
Сегодня были:
Татьяна