Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ

11 марта 2014 - Администратор

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке разработки и утверждения рабочих программ по предметам учебного плана и плана внеурочной деятельности

                                                                                                                 1. Общие положения

 

         1.1. Данное Положение разработано на основании Методических рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2012-2013 учебном году с целью упорядочивания процедур разработки и утверждения рабочих программ в МБОУ СОШ №2.

 

         1.2. Рабочие программы являются средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов (предусмотренных учебным планом школы для обязательного изучения), факультативных и групповых занятий учащихся, дополнительного образования и на уровне индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

 

         1.3. Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам относятся к компетенции МБОУ СОШ №2 (далее Школа) и реализуются ею самостоятельно.

 

2. Разработка, утверждение и использование рабочих программ

 

         2.1. Рабочие программы составляются на основе:

 - примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;

- авторских программ;

- материалов авторского учебно-методического комплекта.

 

Рабочие программы элективных курсов, факультативов и кружков могут быть составлены на основе учебной литературы, привлекаемой составителем для преподавания данных курсов.

 

 

         2.2. Рабочие программы, как и примерные программы, составляются на ступень обучения (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование) или на один учебный год.

 

         2.3. Утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), факультативов и кружков осуществляется коллегиальным органом управления общеобразовательным учреждением.

 

         2.4. Рабочая программа может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.

 

         2.5. Рабочая программа является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного либо элективного курса, факультатива, кружка. В случае если в примерной программе или в авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплекты.

 

 

2.6. Рабочую программу разрабатывает учитель или группа учителей, специалистов по данному предмету.

 

2.7. В учебном процессе может быть использованарабочая программа, разработанная другими учителями, а также утверждённая в предыдущие годы, если в нее не внесено никаких изменений.

 

2.8. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена в соответствии с прилагаемым образцом, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере или написана от руки.

 

2.9. Рабочая программа сначала рассматривается на заседании методического объединения учителей-предметников на предмет ее соответствия требованиям государственного образовательного стандарта. Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, а на последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования:

 

 

СОГЛАСОВАНО

 Протокол заседания

методического объединения  учителей

от ________ №__,

 подпись руководителя МО Школы,

 расшифровка подписи.

 

2.10. Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне.

На последней странице рабочей программы (внизу справа) ставится гриф согласования:

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

 (подпись)

 Расшифровка подписи.

Дата. 

 

2.11. После согласования рабочую программу утверждает педагогический совет, председатель педагогического совета ставит гриф утверждения на титульном листе.

 

2.12. Для рабочих программ, являющихся авторскими, необходимо провести дополнительно внутреннее и внешнее рецензирование.

Внутреннее рецензирование проводится в общеобразовательном учреждении высоко квалифицированным учителем соответствующего учебного предмета.

Внешняя рецензия осуществляется по заявке общеобразовательного учреждения:

- для программ учебных предметов (курсов, модулей) компонента образовательного учреждения – на предметных кафедрах Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования,

- для программ элективных курсов и курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки, факультативных занятий – в территориальных методических службах.

 

        

 

3. Структура рабочей программы

 

3. Структура рабочей программы

1)            Титульный лист.

2)            Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.

3)            Общую характеристику учебного предмета, курса.

4)            Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

5)             Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

6)            Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

7)            Содержание учебного предмета, курса.

8)            Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.

9)             Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

    10)   Приложения к программе

4. Сроки и порядок обсуждения Рабочих программ, сроки и порядок утверждения образовательной программы МБОУ СОШ №2 

4.1. Сроки и порядок рассмотрения Рабочей программы определяется данным положением, утвержденным на уровне образовательного учреждения.

4.2. Сроки и порядок рассмотрения Рабочей программы осуществляется следующим образом:

4.2.1. Первый этап (апрель) – Рабочая программа составляется учителем. Учитель несет персональную ответственность за соответствие Рабочей программы примерной программе и авторской программе.

4.2.2. Второй этап (до 10 мая) – Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения учителей. Результаты рассмотрения заносятся в протокол. Руководитель методического объединения несет персональную ответственность за соответствие структуры Рабочей программы структуре, указанной в данном положении.

4.2.3. Третий этап (до 20 мая) – Рабочая программа рассматривается на научно-методическом совете. Результаты рассмотрения заносятся в протокол.

4.3. Образовательная программа рассматривается  и утверждается на Педагогическом Совете  .

4.4. После утверждения руководителем образовательного учреждения Образовательная программа становится нормативным документом, реализуемым в МБОУ СОШ №2.

4.5. Программы предметных и элективных курсов, преподаваемых за счет компонента образовательного учреждения, разрабатываются педагогами и проходят экспертизу на методическом объединении и научно-методическом совете.

4.6. Образовательная программа обновляется ежегодно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к программе элективных курсов

 

Структурные элементы программы элективных курсов

Программа элективного курса должна содержать следующие обязательные разделы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка

3. Содержание курса

4. Тематический план

5. Учебно-методическая литература и литература для учителя.

6 Приложения.

 

Пояснительная записка программы

 

В пояснительной записке автор программы должен представить:

1. Актуальность программы, обоснование необходимости программы (доводы о важности изучаемого компонента, недостаточность изучения в базовом курсе, соответствие возрасту, связь с наукой).

2. Цели и задачи программы (развитие интереса, оказание помощи в выборе профессии), задачи должны отражать результат (например: создать проект, провести исследование, изучить закон или явление, представить доклад или презентацию).

3. Прогнозируемые результаты (указать какие личностные, предметные, метапредметные результаты предполагается получить при проведении элективного курса).

4. Обоснование отбора содержания (элементы программы должны быть взаимосвязаны, должно быть выделено главное содержание).

Средства реализации программы (методический комплекс, педагогические технологии, особенности изложения учебного материала, критерии оценки деятельности учащихся)

5.Указание внутрипредметных и межпредметных связей.

6.Сведения об учащихся, на которых рассчитана программа.

7.Характеристику временных и материальных ресурсов (программа предусматривает типовое оборудование, нуждается в дополнительной базе)

8.Технические указания к тексту программы

9.Сведения об апробации программы.

 

Содержательная часть

·        Последовательный перечень тем с их кратким содержанием, указанием времени,

необходимого на их изучение.

·        Список демонстраций, практических и лабораторных работ, экскурсий.

Методическая часть.

1. Методические рекомендации.

2. Требования к уровню оценки результатов изучения элективного курса.

3. Развитие компетентностей учащихся.

4. Технологии обучения и методика по каждой теме.

5. Критерии эффективности реализации программы

б. Формы и методы контроля.

7. Список литературы, рекомендованный для учителя и ученика.

Приложение

1 .Тематическое планирование.

2. Дидактический материал.

Экспертиза программы.

Оценка программы может быть проведена на методическом совете ОУ.

Экспертиза - в СКИРО ПК и ПРО.

Критерии оценки программы элективного курса.

При представлении программы элективного курса на рецензию в СКИРО ПК и ПРО оценка проводится по следующим критериям:

1. Актуальность содержания программы.

2. Мотивационный потенциал.

3. Диагностика и процессуальность целеполагания.

4. Соответствие содержания поставленным целям.

5. Логическая стройность содержания.

6. Инвариантность содержания (содержание одно, а способы реализации могут быть разными).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к оформлению программы элективного курса

 

Структура программы:

1. Название программы.

2. Пояснительная записка.

3. Тематическое планирование.

4. Учебно-тематическое планирование.

5. Список литературы.

 

Компоненты программы

 

Название программы

Название программы задается в соответствии с ее содержанием. Подзаголовок программы указывает, к какому виду элективных курсов относится данная программа по содержанию.

Пояснительная записка:

 

Цель (-и)

Под целью курса следует понимать прогнозируемые результаты обучения, сформулированные в обобщенной форме с использованием терминов, принятых в дидактике и одинаково понимаемых всеми участниками образовательного процесса. Цель программы должна отражать запросы учащихся, родителей и местных сообществ, связанных с «результативными» эффектами от изучения данного курса. Цель курса не может отражать запросы, предъявленные к условиям оказания образовательных услуг. Цель курса показывает, что должен сделать педагог, работающий по программе. При определении цели программы должны быть использованы ответственные формулировки (например, «научить», «сформировать», «передать технологию» и т.п.); безответственные формулировки (например, «способствовать», «создать условия для...») недопустимы. Формулировка цели не должна включать указание на средства ее достижения.

Исходя из специфики содержания и краткосрочности элективных курсов, программа элективного курса, как правило, подчинена одной цели.

Планируемые результаты программы

Планируемые результаты обучения должны конкретизировать цели курса. Они должны состоять из одной или нескольких легко вычленяемых и автономно проверяемых единиц содержания. Достаточной считается детализация планируемых образовательных результатов, при которой каждый результат отличается от остальных и существует возможность зафиксировать факт достижения каждого планируемого результата посредством педагогического измерения.

Планируемый образовательный результат включается в программу только в том случае, если его достижение может быть проверено средствами педагогической диагностики.

Формулировка планируемого образовательного результата должна описывать результат деятельности, а не процесс; четко указывать на каждый элемент содержания, включенный в результат; позволять однозначно представлять деятельность/ситуацию, которая задается для проверки достижения учащимися указанного результата.

Формулировки образовательного результата не могут содержать фраз, имеющих двоякое толкование иили требующих детализации или конкретизации. Формулировки результатов должны быть написаны языком, доступным для понимания учащихся и их родителей.

Планируемый знаниевый образовательный результат должен содержать описание единицы содержания и общеучебного умения, т.е. того, какие операции учащийся будет выполнять с освоенной единицей содержания (например, воспроизводить, демонстрировать понимание, применять, анализировать, обобщать, оценивать), чтобы показать, на каком уровне будет освоено данное содержание.

Планируемый компетентностный образовательный результат следует определять с помощью описания конкретной деятельности (операции), которую совершает учащийся, демонстрируя тот или иной уровень сформированности одной из ключевых компетентностей в том или ином аспекте.

Совокупность всех планируемых образовательных результатов должна автоматически обеспечивать достижение цели курса.

Образовательные результаты, избыточные для достижения цели курса, не могут быть запланированы в программе.

Описание способа (-ов) оценки планируемых результатов

Пояснительная записка должна задавать предполагаемые формы контроля и критерии оценки планируемых образовательных результатов. Должно быть приведено краткое обоснование их адекватности запланированным результатам. Здесь же должно быть приведено принципиальное описание инструмента проверки.

Описание оснований для отбора содержания образования

В этой части пояснительной записки должно содержаться обоснование того, что включенные в содержание программы элективного курса информация и способы деятельности обеспечат достижение планируемых результатов обучения. Также необходимо охарактеризовать содержание, обеспечивающее достижение промежуточных результатов, так как качество промежуточных результатов определяет и уровень освоения итоговых.

Характеристика элективного курса в контексте самоопределения старшеклассника (с указанием на то, какой опыт получит учащийся, о чем он сможет сделать выводы, касающиеся его будущей образовательной траектории),

 

Описание принципиальных способов (техник, методов, технологии и т.п.) получения заявленных образовательных результатов, способов организации освоения элективного курса учащимися

 

Характеристика ресурсов, необходимых для реализации курса.

Следует указать необходимые для реализации программы ресурсы:

- привести перечень дидактических материалов (учебники, задачники, справочники и пр. на том или ином носителе), необходимых и достаточных для достижения планируемых результатов обучения;

- привести перечень материальных ресурсов (оборудование, приборы, материалы, возможность выхода в глобальную сеть и т.д.), необходимых и достаточных для достижения планируемых результатов обучения;

- описать организационные ресурсы (определенные требования к расписанию, графику работы и т.п.), необходимые и достаточные для достижения планируемых результатов обучения.

 

Тематическое планирование

Тематическое планирование включает в себя название тем и содержание обучения по каждой теме. Программа элективного курса может представлять собой одну тему, тогда тематическое деление содержания обучения не проводится.

 

Содержание обучения

Содержание обучения представляет собой совокупность информации (единиц содержания), подлежащей освоению, и видов деятельности учащегося, позволяющих достичь как промежуточных, так и конечных результатов.

Если содержание обучения включает в себя многосоставную с точки зрения умений деятельность учащихся в реальных или модельных условиях, то внутри каждой темы выделяется подзаголовок «Практическая деятельность учащихся», где описывается такая деятельность.

При планировании содержания обучения в рамках темы следует выделять то содержание, которое будет отнесено на самостоятельную работу учащихся (если таковая предполагается в процессе освоения программы), в том числе с использованием ИКТ.

Виды самостоятельной работы учащихся регламентируются; указывается, обеспечивается ли на каком-либо этапе работы сопровождение деятельности учащегося работой консультанта и/или тьютора.

 

Учебно-тематическое планирование

Планирование учебного времени должно давать представление о количестве часов, в том числе аудиторной работы, консультаций, самостоятельной работы. Учебно-тематическое планирование оформляется в виде таблицы.

К аудиторным часам относятся часы, отведенные на занятия всей группы, осваивающей программу, с преподавателем в классной аудитории. К внеаудиторным - часы, отведенные на самостоятельную работу в школьной медиатеке, практикумы в различных организациях, экскурсионные формы работы, консультации преподавателя (обратная связь по результатам самостоятельной работы).

Все виды и формы работы, включенные во внеаудиторную работу по реализации программы, должны найти свое отражение в соответствующем разделе пояснительной записки.

Сумма аудиторных и внеаудиторных часов должна давать итоговое количество часов по теме. Часы, выделяемые на практическую деятельность, указываются в одной колонке, независимо от того, где и каким образом эта практическая деятельность организована.

 

Литература

Включает список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения курса как для учителя, так и для учащихся., в том числе интернет-ресурсы

 

 

 

        

 

Комментарии (0)
>>
Полезные ссылки

ГМУ  минобрнауки  Минобр ставрополь  Госуслуги  РЦОИ Госуслуги Ставропольский край  ФСКН  ГАК  РосОбр Рособрнадзор ЕГЭ  ГИА  ФИПИ  ФГБУ  Молодежь  Единое окно доступа к образовательным ресурсам   Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов   Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 


Телефоны «горячей линии» министерства образования Ставропольского края по вопросам незаконных сборов денежных средств в образовательных организациях Ставропольского края:
(8652)95-14-51 (среда 10.00 - 12.00)
(8652)95-14-47 (пятница 10.00 - 12.00)
Телефон доверия: (87935)3-54-35
Голосования

Чего бы Вы пожелали в новом году?

Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 0
Сегодня были:
Анастасия Логинова