«Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу».

13 февраля 2015 - Ольга Викторовна
article304.jpg

Кто выводит нас из нас, или парчовый ларчик, который нам не нужен

 

Да, учительская профессия – не простая. А какие простые профессии вы знаете? Да, мы, учителя, испытываем много стрессов. Но и с другими людьми на работе такое тоже случается. Иногда мы бываем, к сожалению, излишне эмоциональны, излишне возбуждены и взвинчены, распаляя сами себя. Нам надо поставить свои собственные эмоции под жёсткий самоконтроль. Во-первых, надо решительно прекратить устраивать показательные переживания перед своими учениками, громко и театрально сокрушаясь перед глазами ребят об их прошлых провалах и неудачах. Наш монолог может быть примерно таким: «Кошмар! Вы совершенно не справились с последним тестом! 15 двоек в классе! Какой ужас! Я всю ночь не спала! И как вам не стыдно?! Сколько я на уроках с вами грамматику мусолила – и результат нулевой!» Далее ещё 20 минут эмоционально - патетический монолог учителя продолжается. Придя домой, мы, учителя, продолжаем то же самое повторять своим домашним или знакомым, ярко преподнося им всё это в цифрах и фактах. А потом действительно не спим по ночам, всё заново вспоминая и переживая. И действительно искренне переживаем. Потом можно проиграть всё ещё раз перед коллегами в учительской или на перемене прямо в школьном коридоре.

             Если мы с ранних лет своего учительства будем произносить подобные драматические монологи и упиваться своими переживаниями, пусть даже и искренними, то, вероятно, через некоторое количество лет нашей педагогической деятельности, мы достигнем высокого мастерства в проведении публичных стенаний и незаметно для себя превратимся в высокопрофессионального страдальца или высококлассного мученика, а, пользуясь врачебной терминологией, в невротика и неврастеника. В таком случае, для наших страданий сгодится всё: и двойки наших учеников, и их плохое поведение, и замечания начальства, и плохое расписание уроков и вообще много чего ещё, о чём человеку с уравновешенной психикой даже и в голову не придёт переживать. Тогда нам, профессиональным мученикам, доведшим свои страдания до совершенства, в принципе, будет уже практически всё равно, о чём страдать и переживать. Более того, если вдруг в жизни реального повода для наших тонких душевных переживаний не найдётся, это нас, страдальцев по жизни, испугать и отвернуть от столь обожаемого процесса мученичества не сможет. Мы с лёгкостью придумаем этот повод и самозабвенно пойдём у него на поводу, окунаясь с головой в новую волну переживаний. Ведь у нас, профессиональных страдальцев, всегда есть возможность страдать о том, чего пока ещё не случилось, но вполне может произойти. Часто жизнь нам, закостенелым страдальцам, будет строить козни, то подсказывая нам решения тех или иных проблем, то подсовывая нам светлых личностей, которые будут вдребезги разбивать наши страдания и переживания своим неукротимым оптимизмом. Но, истинные мученики выдержат подобные испытания с достоинством, вновь и вновь погружаясь в свои страдания. Они, в конце концов, уйдут ото всего мира в свой личный ларчик страданий, надёжно там спрятавшись. Они будут сидеть в этом ларчике в полной прострации, упорно продолжая беззаветно предаваться переживаниям. А уж о чём именно переживать и страдать можно найти с лёгкостью. Талантливые мученики делают это просто виртуозно.

Филологическая объяснялка.

Английское выражение: to be at the end of ones rope.

Дословный перевод: находится на краю своей верёвки.

Русский эквивалент: быть на пределе; находится на грани срыва.

 

Давайте подумаем, кто нас загоняет на край верёвки? Не мы ли сами чаще всего делаем это, превращая себя в страдальца и мученика?

            Уважаемые коллеги, подумайте, не превратились ли вы в такого страдальца по жизни. Можете даже, если наберётесь смелости, порасспрашивать об этом аккуратно и незаметно своих преданных друзей. Даже если вы искренне расстроены, к примеру, результатами учёбы своих учеников, постарайтесь отбросить все негативные эмоции и, тем более, речи. Вместо этого действуйте. Действуйте конструктивно. Сначала небольшой анализ – обсуждение с ребятами: «Что было в тесте самое трудное? Почему, по-вашему, так много ошибок в задании №7? Что мы совместными усилиями можем предпринять? Как будем двигаться дальше?» И тут же что-то предпринимайте. Сразу же двигайтесь. Ведь нам не нужен застой ни в делах, ни в эмоциях; должно же быть какое-то движение. Конечно, хотелось бы, чтобы оно, это движение, было поступательным.

            И ни в коем случае не загоняйте себя в ларчик страданий и переживаний, в ларчик пусть и парчовый, инкрустированный драгоценными каменьями и стразами. Не запирайте себя в ларчик отрицательных эмоций. И всегда помните о том, что ларчик этот просто открывался. Хотя, возможно, что не так уж и просто, но это не означает, что его не следует открывать вовсе. Очень даже следует. Ещё как следует! Нечего в нём замыкаться! Не стоит в этом ларчике сидеть! Вон из него, на яркий свет, на свежий воздух!

Филологическая объяснялка.

Английское выражение: to have the black dog on ones back.

Дословный перевод: иметь на своей спине чёрную собаку.

Русский эквивалент: хандрить, находиться в состоянии уныния.

 

И, пожалуйста, уважаемые коллеги, никаких чёрных собак на спине!

            Мы сами формируем собственные мысли. А потом наши мысли формируют нас и нашу жизнь. Мы должны контролировать собственные мысли и не позволять им контролировать нас.

* Держать собственные мысли под своим жёстким контролем! Просто держать! Так держать!

            Мы сами формируем собственные отношения и эмоции. Бесспорно, на нас оказывают влияние самые разные жизненные обстоятельства, но мы сами можем и должны распоряжаться собственными поведенческими реакциями. Не наши эмоции должны управлять нами, а мы – ими. Мы просто обязаны быть управленцами над собственными мыслями, эмоциями, реакциями и отношениями, а не их подчинёнными.

            Если вы лишь эмоционально реагируете на те или иные жизненные ситуации, ничего конкретного не предпринимая, то не ждите не только улучшений, а вообще никаких изменений в своей жизни. Их не будет.

            Иногда бывает полезно посетить профессионального психолога. Пусть специалист вам расскажет, каким он видит вас со стороны, и посоветует, как вам выбраться из вашего столь любимого ларчика переживаний, с которым уже сжились за долгие совместные годы искренних страданий.

            А для начала приоткройте осторожно свой ларчик и внимательно прислушайтесь к людям, излучающим спокойствие, позитив и стойкость духа; к людям, светящимся оптимизмом и настроем на жизнеутверждающее начало. Спросите у них, как вы выглядите со стороны, в замкнутом пространстве свого столь любимого ларчика. И уже, наконец, расстаньтесь с ним.

Просто пожелание: Пусть ваши ученики никогда о вас не говорят: «Учительница нервная моя!»

            Вам всё это не подходит? Ну, что ж, тогда запирайтесь понадёжнее в своём ларчике переживаний и страданий, даже можно на два замка и задвижку изнутри, и страдайте дальше. Вероятно, это – для вас.

 

 

 

Другие книги Алины Бикеевой:

 

http://www.ozon.ru/context/detail/id/4563986/

 

Комментарии (0)
>>
Полезные ссылки

ГМУ  минобрнауки  Минобр ставрополь  Госуслуги  РЦОИ Госуслуги Ставропольский край  ФСКН  ГАК  РосОбр Рособрнадзор ЕГЭ  ГИА  ФИПИ  ФГБУ  Молодежь  Единое окно доступа к образовательным ресурсам   Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов   Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 


Телефоны «горячей линии» министерства образования Ставропольского края: по вопросам незаконных сборов денежных средств в образовательных организациях Ставропольского края: (8652) 74-85-21 (среда 10.00 - 12.00) (8652)95-14-47 (пятница 10.00 - 12.00)
Телефон доверия: (8652) 74-85-21
Телефон доверия в Лермонтове: (87935)3-54-35
Голосования

Чего бы Вы пожелали в новом году?

Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 0
Сегодня были:
Сегодня зарегистрированные пользователи не посещали сайт