Татьяна Черкас-Быстрова
Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог,
писатель, публицист, создатель народной педагогики. Не отрицая коммунистические
идеалы, он сумел через идеи гуманной педагогики формировать и воспитывать
духовные, гармоничные и счастливые личности. Сделать это ему помогла искренняя
любовь к детям и убежденность в собственной правоте. Проработав всю жизнь
учителем в сельской школе, он сделал ее почти научным учреждением, лабораторией
педагогических методик.
Его признали классиком гуманной педагогики прошлого века.
Биография
Сухомлинский Василий Александрович (1918 – 1970)
Родился 28.09.1918 г. в семье плотника в с. Васильевка,
Кировоградской области (Украина). У Сухомлинских было четверо детей (все стали
сельскими учителями). Отец после революции стал активистом: руководил колхозом,
был селькором, преподавал труд в поселковой школе.
Детство Сухомлинского пришлось на тяжелое время: гражданская
война, разруха, голод, вражда, ненависть. Уже тогда мальчик начал задумываться,
как сделать детство счастливым.
С 1926 – 1933 гг. Василий был учеником поселковой семиклассной
школы. Он был очень трудолюбивым и одаренным ребенком.
Летом 1934 г. он был принят в пединститут г. Кременчуга на
филологический факультет. В 1935 г. Василий серьезно заболел и прервал
обучение, но с 1936 г. продолжил учиться заочно уже в пединституте Полтавы.
Тогда же он начал учительствовать. С 1935 – 1938 гг. Сухомлинский преподавал
украинский язык и литературу в поселковых школах Васильевки и Зыбково.
В 1939 г. Сухомлинский с успехом заканчивает Полтавский
пединститут по специальности украинский язык и литература. Именно институт дал
молодому учителю мощный толчок к началу исследовательской деятельности. После
института и до начала войны Василий учительствовал в школе Онуфриевки.
В этом же году (1939 г.) Сухомлинский женился. Его жена была тоже
учителем. С началом войны будучи беременной она осталась в оккупации и погибла.
Сухомлинский так никогда и не увидел сына.
Летом 1941 г. Сухомлинский ушел добровольцем на фронт. Участвовал
в битве под Москвой. После тяжелого ранения (1942 г.) был комиссован из
армии. Остался на Урале и с 1942 – 1944 гг. работал директором поселковой
Увинской школы (Удмуртская АССР).
После ухода фашистов с Украины в 1944 г. вернулся в свой район и
стал заведующим РОНО в Онуфриевке. В 1947 г. он решил возвратиться к
учительству и уже в 1948 г. возглавил среднюю школу в поселке Павлыш родного
района. Здесь он проработал директором до конца жизни.
Павлышевская школа стала его исследовательской лабораторией и
экспериментальным полигоном. На базе школы Сухомлинский испытывал свои проекты
«Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток, проводил семинары
по психологии и коллоквиумы по педагогике, факультативы по семейной жизни и
этике для старших классов, собирал родительский клуб. Многие новации потом
стали повсеместно внедряться.
Часть своих исследований Сухомлинский включил в диссертацию
«Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса», которую защитил
в 1955 г. Все новаторские идеи и учительский опыт педагог собрал в своих книгах
и статьях. Итогом стала книга «Сердце отдаю детям» (Госпремия УССР, 1974 г.).
Ее присвоили ему после смерти (великий учитель умер 02.09.1970 в поселке
Павлыш).
Его педагогические и исследовательские труды были высоко оценены:
·
к-т педагогических наук (1955)
·
заслуженный учитель школы УССР (1958)
·
ч-кор АПН РСФСР (1957)
·
ч-кор АПН СССР (1968)
·
герой СоцТруда (1968)
·
лауреат Госпремии УССР (1974)
·
ордена — Красной Звезды, Ленина (2),
·
медали — Ушинского, Макаренко
Гуманистическая
педагогика сотрудничества Сухомлинского
Сухомлинский разделял основные идеи педагогики сотрудничества. Он
творчески переосмыслил труды Аристотеля, Сковороды, Корчака, Ушинского,
Песталоцци, Коменского. Опираясь на свои исследования и учительский опыт, он
смог развить их и углубить.
Его педагогическая система базировалась на гуманистических
принципах:
·
доверия к ребенку
·
получение знаний без принуждения
·
воспитания без наказаний
·
сотрудничество родителей, учителей и детей
·
высокая нравственность
·
труд как творчество
·
свобода выбора поведения, поступка, образа жизни
·
ответственность за свой выбор
Свои теоретические идеи он смело апробировал в школе. Сухомлинский
впервые разработал и реализовал экспериментальный педагогический метод: любую
педагогическую идею надо применять на практике длительно, в творческом
коллективе и цельно. Именно такой подход позволил ему достигнуть результатов в
воспитании гармонично развитой личности.
Основными педагогическими разработками Сухомлинского стали:
·
воспитание гражданина, личности в коллективе, коллективом,
природой
·
соотношение индивидуального и коллективного воспитания
·
развитие творческого начала у детей
·
семейная педагогика
·
взаимосвязь дошкольного и школьного обучения и воспитания
Они стали основой его воспитательной и обучающей системы, которая
включала такие ценности личности как нравственность, долг, счастье, истина,
честь, свобода, достоинство, справедливость, доброта, красота.
Отношение
к ребенку и обучению
«Годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца».
Сухомлинский строил отношения с детьми на основе гуманной
педагогики. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания.
На этом строились отношения в его школе:
·
оценка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент
поощрения, и только в старших классах
·
учитель должен вызывать доверие, быть человечным, но иметь авторитет
среди детей
·
школа не должна убивать в ребенке его изначальное желание учиться
·
никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний
·
нужно помогать детям развивать свой талант, способности, личность
·
нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую
красоту (его концепция эстетического воспитания красотой)
·
необходимо приглашать в школу родителей только для одобрения
поступков ребенка
·
коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в
радости, уважении, труде
·
личность и коллектив — это две стороны человеческого бытия, они
воспринимаются как единое целое.
Великий учитель считал, что наказания не нужны, если ребенка
воспитывают в добре, ласке, понимании. Это особенно актуально в отношении
подростков. Если индивидуально подходить к каждому ребенку, научить его владеть
эмоциями, выработать правильное мировоззрение, то проблема трудных подростков и переходного
возраста исчезнет.
Главным принципом обучения в школе народного учителя были шаги
каждого ребенка от успеха к успеху. В школе Сухомлинского обучение было
превращено в радость труда по обретению знаний, в радость творчества и
духовного роста. Большая роль в этом процессе отводилась слову: сказкам учителя
и детей, художественным изложениям, детским стихам и фантазийным
сочинительствам.
Эффективное обучение возможно только в коллективе, который
базируется на идее, интеллекте, правильных эмоциях. Он должен быть
высокоорганизованным сообществом стараниями детей и учителя. Тогда
взаимопомощь, обмен новыми знаниями, взаимодействие увлечений, совместный труд
станут движущей силой в индивидуальном саморазвитии каждого члена коллектива.
Взаимоотношения
учителя и ученика
Сухомлинский считал, что учитель должен расти духовно вместе с
каждым учеником, заново открывая с ним мир, понимать в нем личное. Только тот
может быть учителем, кто имеет к этому призвание, кто верит в силу воспитания,
кто может обратиться к личности каждого ребенка. Отношения ученика и учителя
должны строиться на заинтересованности и внимании. Только тогда возникнет
настоящее общение, и ребенок будет слышать своего наставника, чувствовать его
устремления и следовать им.
Сухомлинский
о воспитании
Базовые идеи воспитания Сухомлинский озвучил в книге «Сердце отдаю
детям». Он считал, что воспитание занимает ведущее место в формировании духовно
богатой, гармоничной и счастливой личности. В школе народного учителя процесс
воспитания был очень эффективным, так как решался на межличностном уровне:
ребенок — ребенок, ребенок — коллектив, ребенок — учитель.
Он полагал, что суть воспитания заключается в диалоге, общении с
ребенком:
·
воспитатель и ребенок должны находиться в равных условиях, здесь
нет приоритетов
·
общение с ребенком должно строиться на знании его основного
духовного стержня
·
в процессе общения учителю нужно познать и усилить личностные
качества ребенка, а затем научить его оценивать себя самого
·
ребенок и учитель должны быть искренними в своих эмоциях
Такой диалог ведет ребенка к самопознанию, воспитывает уверенность
и критичность к себе, позволяет решать проблемы самостоятельно. Возникают
гармоничные взаимоотношения наставника и ученика, возможность
формирования у детей высокой нравственности и гражданственности.
Нравственность станет основой успешной жизни ребенка. Такая
нравственность базируется на долге:
·
перед людьми
·
обществом
·
родителями
·
коллективом
Сухомлинский считал, что только люди долга могут стать успешными в
жизни, поскольку они всегда добрые, мудрые, гуманные. Только гуманная
педагогика способна воспитать высоконравственного и духовного человека,
личность, индивидуальность.
Немалую роль в воспитательном процессе гуманная педагогика отводит труду.
Труд физический и умственный оказывают на формирующуюся личность взаимное
влияние: умный человек делает физическую работу творчески, что вызывает
радость. Труд способен раскрыть природные задатки ребенка и дать толчок его
саморазвитию.
Другим важным компонентом воспитания Сухомлинский считал природу,
которая связана с трудом: мы живем на земле, преобразованной человеческими
руками и умом. А земля — это и есть наша природа.
Сама природа не воспитывает, но активное соприкосновение с ней
способно научить ребенка прекрасному. Уход за хомячком, посадка цветов, птичья
кормушка — все это учит читать природу, понимать красоту.
Великий учитель также считал важным воспитание потребностей
ребенка, поскольку они двигают человеческую личность. Духовные и материальные
потребности в человеке должны быть сбалансированы, гармоничны. Это возможно
только воспитанием культуры потребностей.
Материальные нужды важны, но Сухомлинский отдавал приоритет потребности
познания, которая очень сильна у детей. Поддерживая ее, можно подстегнуть
желание ребенка учиться, раскрыть его внутренние резервы. Еще выше он ставил
потребность человека в человеке. Это основа создания духовной общности людей.
Тогда смысл воспитания сводится к духовному обогащению личности
ребенка через человеческое общение. Такое воспитание делает человека терпимым,
не агрессивным. Если материальные потребности удовлетворяются сполна, то
человек будет острее и чутче воспринимать душевное состояние других. Такая
утонченность будет залогом человеческого счастья.
Семейная
педагогика народного учителя
«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться
творить добро».
Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы.
Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени
лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно
с родителями. Семья и школа должны подходить к воспитанию детей одинаково,
давая возможность развитию гармоничной личности.
Сухомлинский взялся обучать родителей в своем университете при
школе. Они поступали туда за 2 года до начала учебы ребенка и занимались до
выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая
психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр. Так
формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.
Уникальность
методик Сухомлинского
Педагог-новатор сумел в условиях тоталитарной советской системы
воспитывать в детях чувство собственного достоинства. Он был верным сыном
советского государства, но понимал коммунистическое воспитание по-своему. Для
него это означало формирование достойной и мыслящей личности, которая не будет
слепым исполнителем партийных директив. Хотя Сухомлинский и верил в реальность,
но свой педагогический труд он измерял меркой идеального.
На основах гуманной педагогики он создал систему воспитания,
которая в корне отличалась от официальной, авторитарной, с применением оценок и
наказаний. Народная педагогика Сухомлинского признавала личность ребенка
как самую высокую драгоценность. Его воспитание трудом, коллективом, красотой,
природой, словом было ориентировано на нравственность и духовность. В условиях
социалистической действительности его педагогические исследования и
деятельность школы двигали образовательную систему из рутины вперед.
От
критики к признанию
По понятным причинам, педагогические идеи народного учителя не
вписывались в советскую идеологию. Его гуманную педагогику причисляли к
христианской, считали проповедью абстрактного гуманизма, который не вписывается
в реалии. Василий Александрович был атеистом, но он не отрицал, что в природе
существует некое божественное начало. Это было достаточно смело.
На него оказывали постоянный прессинг в прессе, критиковали его
идеи.
Но народный учитель стоял на своих позициях и показывал в своей
школе удивительные результаты. Его многочисленные статьи и книги стали
востребованы сначала в учительской среде, а потом и в отделах образования.
Многие его идеи, которые вписывались в коммунистические реалии,
стали применяться в других школах. Постепенно пришло признание.
И сейчас многие его методики и идеи очень актуальны. Например,
экологическое воспитание в современных школах базируется на идеях
Сухомлинского. Для изучения и внедрения в систему сегодняшнего образования идей
народной педагогики были образованы Международная ассоциация и объединение
исследователей Сухомлинского. Оказалось, что народная педагогика содержит много
полезных зерен, которые могут стать плодами в современной школе.
Библиография
Сухомлинский — автор почти 50 монографий, множества статей,
более 1500 сказок для детей. Его финальная книга «Сердце отдаю детям» стала
обобщением учительского опыта воспитания детей.
Книги:
·
Воспитание коллективизма у школьников. — М., 1956.
·
Формирование коммунист. убеждений молодого поколения. — М., 1961.
·
Нравственный идеал молодого поколения. — М.: АПН РСФСР, 1963.
·
Павлышская средняя школа. 3 т. — М.: Просвещение, 1969, 1979,
1981.
·
Разговор с молодым директором школы. 3 т. — М.: Просвещение,
1973.
·
Сердце отдаю детям. — Киев.: Рад. школа, 1972.
·
Рождение гражданина. — Владивосток, 1974, 1979.
·
Мудрая власть коллектива. 3 т. — М.: Мол. гвардия, 1975.
·
О воспитании. — М.: Политиздат, 1975.
·
Родительская педагогика. — М.: Знание, 1978.
·
Избранные педсочинения: в 3 т — М.: Педагогика, 1979.
·
Родина в сердце. — М.: Молодая гвардия, 1980.
·
Зависит только от нас. 5 т. — Киев,1980.
·
Слово к преемнику. 5.т. — Киев,1980.
·
Как любить детей. 5 т. — Киев,1980.
·
Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение, 1981.
·
Потребности человека в человеке. — М.: Сов. Россия, 1981.
·
Книга для учащихся — М.: Просвещение, 1985.
·
Как воспитать настоящего человека. — М.: Педагогика, 1989.
·
Не только разумом, но и сердцем... — М.: Мол. гвардия, 1986.
·
Письма к сыну : книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1987.
·
Хрестоматия по этике. — М.: Педагогика, 1990.
Избранные статьи
·
В расчете на абстрактного ученика. // Воспитание школьников. —
1991. — № 4.
·
Идти вперед! : [против формализма в пед. творчестве] // Народное
образование. — 1989. — № 8.
·
К вопросу об организации школ-интернатов // Сов. педагогика. —
1988. — № 12.
·
"Учитель — совесть народа..." : [публ. писем педагога]
// Народное образование. — 1988. — № 9.
·
Мы продолжаем себя в детях : [публикация отрывка из статьи
педагога]// Воспитание школьников. — 1990. — № 5.
·
Книга источник знаний, добра, красоты // Кировоградская правда. —
1965, 22 окт.
·
Сумейте понять ребенка // Горьковская правда. — 1968, 19.сент.
·
«Без сказки нельзя представить детства» // Комсомольская правда. —
1976, 3 окт.
·
Нет плохих учеников! // Неделя. — 1978. № 39.
·
Наша «скрипка» // Радяньска освита. — 1966, 21 мая.
·
Воспитание любви к знаниям, школе, учителю // Радяньска школа.
— 1964, № 7.
·
Трудность и радость познания // Работница. — 1968, № 9.
·
Самый важный участок работы руководителя школы // Радяньска школа.
— 1965, № 7.
·
Суть процесса воспитания // ЦГА Украины. Ф.5097. — Оп.1.д.692.
·
Искорка и пламя // Радяньска освита. — 1966, 18 мая.
·
Внедряйте физиологическое учение И.П. Павлова в учебный процесс //
Кировоградская правда. — 1951, 26 декабря.
·
Знания и умения // Кировоградская правда. — 1966, 3 февраля.
·
Этика взаимоотношений в педагогическом коллективе // Радяньска
школа. — 1977, № 11.
·
Наша добрая семья // ЦГА Украины.Ф.5097. — Оп.1.д.205.

