Психолого-педагогические принципы организации уроков в начальной школе, реализующих системно-деятельностный подход к обучению.

5 февраля 2015 - Ольга Викторовна
article267.jpg

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода 

Применение на уроках системно-деятельностного подхода способствует эффективному формированию саморазвития, самопознания, самовоспитания младших школьников.
 Следовательно, цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям. 

Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения.Как образно заметил Л. С.Выгодский, «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения». 

Системно-деятельностный подход  — методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. 

Система дидактических принципов.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 

1) Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума(государственного стандарта знаний). 

5) Принцип психологической комфортности –предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. 

 

Типология уроков А.К.Дусавицкого.

Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности. 

1.     Урок постановки учебной задачи. 

2.     Урок решения учебной задачи. 

3.     Урок моделирования и преобразования модели. 

4.     Урок решения частных задач с применением открытого способа. 

5.     Урок контроля и оценки. 

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

«Школа 2000…»

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: 

1.     уроки «открытия» нового знания; 

2.     уроки рефлексии; 

3.     уроки общеметодологической направленности; 

4.     уроки развивающего контроля. 

1. Урок «открытия»нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. 

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения ит.д.). 

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. 

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. 

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. 

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. 

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. 

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает: 

1.     предъявление контролируемого варианта; 

2.     наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии; 

3.     сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму; 

4.     оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием. 

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

1.     написание учащимися варианта контрольной работы; 

2.     сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы; 

3.     оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями. 

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником. 

 

 

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся. 

1.     Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 

2.     Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 

3.     Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 

4.     Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. 

5.     Учитель эффективно(адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 

6.     На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). 

7.     Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 

8.     Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 

9.     Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 

10.   Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 

12.     На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик»(через отношения, совместную деятельность и т.д.) 

 

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (»хочу”); 

3) устанавливаются тематические рамки («могу”). 

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального „Я” с образом «Я — идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации. 

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. 

Соответственно, данный этап предполагает: 

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (»надо” — «могу” — »хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: 

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение; 

2) соотнести свои действия с используемым способом действий(алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения — те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. 

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем –побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. 

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. 

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. 

 

Деятельностный подход к обучению предполагает: 

— наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);  

— выполнение учениками определѐнных действий для приобретения недостающих знаний; 

— выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретѐнные знания; 

— формирование у школьников умения контролировать свои действия –как после их завершения, так и по ходу; 

— включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. 

Таким образом, для успешного протекания учебной деятельности необходим мотив, цель, конкретные действия и операции, контроль и оценка результата. 

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. 

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. 

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке(итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. 

Способы мотивации деятельности детей 

 

Как объясняют психологи, в соответствии с деятельностным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а с создания учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться. Выдающийся педагог-психолог А.Н. Леонтьев различает понятия мотив и цель. Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив — побуждение к достижению цели. 

Выполнение учениками определѐнных действий для приобретения недостающих знаний. 

Сущность второго условия реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАОГ.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…» 

Третье условие деятельностного подхода к обучению связано с выявлением и освоением учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретѐнные знания. 

Этап воспроизведения (проговаривания) знаний имеет двоякий смысл: углубляет понимание полученных знаний и обеспечивает развитие речи учащихся. 

Выполняя задание, ученик по-своему самостоятельно выражает понятое на уроке знание, и полученный продукт представляет классу. 

В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах. Ведь самостоятельно добытые знания более прочные. 

Поэтому воспроизведение знаний должно носить творческий характер. 

Диагностика готовности к школьному обучению 

Данная диагностика проводилась учителем, Садовниковой Ольгой Викторовной, в 1 Б классе в сентябре 2012 года.Из таблицы видно, что в классе большинство детей имеют низкий уровень готовности к школе. С помощью таблицы можно проследить, какое количество детей испытывает трудности в той или иной сфере, тем самым скорректировать свою работу в классе. Так, например, из таблицы видно, что в классе много детей будут испытывать трудности с пространственным восприятием, соотнесением звука и буквы, понятием состава числа. Имея эту информацию, можно конструктивно строить свою работу. 

 

Категории исследования 

Кол-во чел. не справилось 

Низкий уровень 

Средний уровень 

Высокий уровень 

Познавательные процессы 

Общие знания 

13 

Классификация 

14 

Аналогии 

12 

Обобщение 

15 

Память 

10 

Навыки письма 

Моторика 

10 

Пространственное восприятие 

15 

Графический диктант 

4

10 

10 

Образец и правило 

12 

Штриховка 

16 

Грамматические навыки

Фонематический слух 

10 

Узнавание букв и цифр 

11 

Соотнесение звука и буквы 

12 

Построение схемы предложения 

13 

Чтение 

10 

Развитие речи 

Свободная речь 

10 

5

Составление рассказа по картинке 

11 

Пересказ 

6

10 

Работа с вопросами 

10 

Словарный запас 

10 

Арифметические навыки 

Закономерности 

10 

Счёт 

10 

Состав числа 

13 

Геометрические фигуры 

11 

Навыки вычисления 

10 

 

 

 

 

 

Использованные источники.

1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И.Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. 

2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. 

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. –Москва, 2006 г. 

4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/ 

5.Педагогический проект на тему:«Системно-деятельностный подход как средство развития личности в условиях реализации ФГОС второго поколения» Проект выполнили: МитропольскаяГ.А. (наставник), Карпачева Н.В.( молодой специалист), г.Михайловск, Ставропольского края,2012г. 

 

Комментарии (0)
>>
Полезные ссылки

ГМУ  минобрнауки  Минобр ставрополь  Госуслуги  РЦОИ Госуслуги Ставропольский край  ФСКН  ГАК  РосОбр Рособрнадзор ЕГЭ  ГИА  ФИПИ  ФГБУ  Молодежь  Единое окно доступа к образовательным ресурсам   Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов   Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 


Телефоны «горячей линии» министерства образования Ставропольского края по вопросам незаконных сборов денежных средств в образовательных организациях Ставропольского края:
(8652)95-14-51 (среда 10.00 - 12.00)
(8652)95-14-47 (пятница 10.00 - 12.00)
Телефон доверия: (87935)3-54-35
Голосования

Чего бы Вы пожелали в новом году?

Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 0
Сегодня были:
Администратор, Ольга Викторовна, Татьяна