Психология как наука, объект и предмет психологии

26 апреля 2014 - Ольга Викторовна
article181.jpg

Раскрывается объект, предмет и методы психологии как науки, ее место в системе научного знания; лекция знакомит с историей развития психологического знания и основными разделами психологии; раскрывает базовые категории психологии.

Психология как наука, объект и предмет психологии 


Непосредственной целью психологических исследований является изучение роли психических функций в индивидуальном и социальном поведении, а также физиологических и нейробиологических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности и поведения людей. 

Объект психологии как науки в широком смысле – человек. 

Объектом психологии выступает психика, предметом –основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. 

Психика – это «системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности» , «общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений»

На разных этапах развития психологического знания в качестве предмета психологии рассматривались различные феномены: душа, явления сознания, непосредственный опыт субъекта, бессознательное, поведение и др.

Предмет психологии - «закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы» (А.В. Петровский :"факты, закономерности и механизмы психики как отражения в мозгу действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, имеющими у человека личностный характер».

 Конкретные факты психической жизни и психические явления. 


Психические явления– субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Выделяют четыре группы психических явлений: процессы, состояния, свойства и образования. 

Психический процесс– акт психической деятельности, имеющий объект отражения и регуляционную функцию. Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения. 

Психическое отражение – процесс формирования образа условий, в которых осуществляется некоторая деятельность

Психическое состояние – «внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени».Психические состояния формируются на основе психических процессов и характеризуют состояние психики в целом. 

Представлены классификации разновидностей психических состояний по различным основаниям. 

Психические свойства – «индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром».  Они характеризуются устойчивостью и постоянством, обусловливают неповторимость человека и являются основой его личности (примеры свойств: темперамент, характер, способности личности). 

Психические образования– результат развития психики человека; они являются результатом приобретения им жизненного и профессионального опыта. Примеры психических образований: знания, компетенции, привычки, убеждения, ценности. 

Психические процессы, состояния и свойства образуют основной понятийный «каркас» современной психологической науки. 

1.2.Методология и методы психологии 

Методология психологии – система знаний, описывающая и обосновывающая применяемые в психологии методы научного исследования, позволяющие получать точные и достоверные знания о психических явлениях, а также понятийно-терминологический аппарат, с помощью которого строятся психологические теории, описывающие и объясняющие явления психики. 

Методика– конкретная «реализация», процедура, с помощью которой можно диагностировать (оценить) конкретное психическое явление. 

 

Сравнительное психологическое исследование – исследование, направленное на выявление сходств / различий в выраженности изучаемого психического явления у различных людей (групп) путем единовременного сравнения. 

Лонгитюдное психологическое исследование– длительное«наблюдение» за развитием какого-либо психического явления. В комплексном психологическом исследовании сочетаются оба этих метода. Кратко рассмотрим эмпирические методы психологических исследований. 

Наблюдение (англ. observation)– описательный психологический исследовательский метод, состоящий в организованном, целенаправленном, фиксируемом восприятии, регистрации психических явлений и их изучении в определённых условиях. 

Самонаблюдение или интроспекция (англ.introspection) – наблюдение субъектом собственных психических процессов, состояний и действий без использования каких-либо инструментов или эталонов. 

Метод эксперимента (англ. experimental method) – метод получения новых научных знаний путем целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность участников эксперимента (испытуемых). Применение метода эксперимента целесообразно, когда исследователю известны подлежащие проверке элементы гипотезы.

Гипотеза (от др.-греч. предположение) – предлагаемое объяснение изучаемого явления, принимаемое за основу дальнейших исследований и подлежащее проверке; в процессе исследования гипотеза может быть как подтверждена, так и опровергнута. 

Переменная (англ. variable) – атрибут (характеристика, фактор) исследуемого объекта, который может принимать различные значения из допустимого диапазона. Выделяют независимые, зависимые и дополнительные(внешние) переменные. 

Независимые переменные (англ. independent variables)– переменные, выбранные в качестве исходных данных/причин. 

Зависимые переменные (англ. dependent variables)– переменные, представляющие проверяемые результаты/эффекты. 

В ходе экспериментального исследования изучается влияние изменения значений независимых переменных на значения зависимых переменных. 

Внешние, дополнительные переменные (англ. other variables) –независимые или зависимые переменные, которые не находятся в фокусе экспериментального исследования, поэтому им придают постоянные значения или отслеживают для минимизации влияния этих переменных на результаты исследования. Различают два вида эксперимента: естественный и лабораторный

Естественный эксперимент (англ. natural experiment) – эмпирическое исследование, в котором экспериментальные условия определяются природными или другими факторами, лежащими вне контроля экспериментатора. 

Лабораторный эксперимент (англ. laboratory experiment) – исследование, осуществляемое в искусственно созданных условиях (оборудованных лабораториях), обеспечивающих максимальный контроль над независимыми, зависимыми и внешними переменными. 

Психодиагностические методы(англ. methods forpsychodiagnostics) – методы, используемые для изучения индивидуально-психологических особенностей человека и факторов, лежащих в основе его поведения. Средства современной психодиагностики разделяются на две группы: строго формализированные (тесты, опросники, некоторые методики проективной техники и психофизиологические методики) и мало формализованные(наблюдения, беседы и интервью,анализ продуктов деятельности). 

Тест – «стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности психических свойств или состояний у индивида при решении практических задач». 

Анализ процессов и продуктов деятельности – метод выявления специфических особенностей деятельности человека, включенных в нее психических процессов, а также психического склада личности на основе изучения продуктов труда, являющихся результатами этой деятельности (изобретений, книг, писем ит.п.). 

Моделирование – метод исследования психических закономерностей посредством построения моделей психических явлений и изучения их функционирования. 

Качественные и количественные (математико-статистические) методы применяются для обработки результатов психологического исследования. Математические методы используются при обработке сложных тестов, методик с многократными способами вычисления.

Генетический метод– способ изучения психических явлений посредством анализа процесса их возникновения и развития от низших форм к высшим. 

Генетический метод – это метод исследования истории развития личности или какого-либо психического явления (онтогенез); изучения генезиса индивидуальных психических особенностей человека, выяснения соотношения ролей генотипа и среды в их формировании (филогенез). 

 

1.3.Психология в системе научного знания 

Психология взаимодействует с множеством отраслей научного знания. Многие отрасли психологии возникли на стыке с другими наукамии являются смежными, прикладными отраслями научного знания, которые исследуют закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии.

1.4. История развития психологического знания 

Кратко рассмотрим основные этапы возникновения и развития психологии как науки. 

Истоки психологического знания лежат в античной философии. До начала XVIII века психология развивалась как наука о душе. Демокрит (460 – 370 до н.э.) подходил к изучению души с материалистической точки зрения; он считал, что она состоит из подвижных атомов, является частицей природы и подчиняется ее законам. Платон (428 – 348 до н.э.), основатель идеалистического направления в философии, считал, что душа нематериальна и бессмертна. Его учение заложило основы философской теории познания и определило ориентацию психологического знания на решение собственно философских, этических, педагогических и религиозных проблем. Аристотель(384 – 322 до н.э.) является автором первой известной работы по психологии «О душе», в которой были систематизированы и развиты идеи античных философов о душе как о бестелесной сущности живого тела, посредством которой человек чувствует и мыслит. 

В работах средневековых ученых Авиценны (980 – 1037), Леонардо да Винчи (1452 – 1519) и других раскрываются знания об анатомо-физиологических особенностях организма человека как одной из основ его психики. 

Второй этап развития психологического знания –психология как наука о сознании, относится к «эпохе Нового времени»(XVII – XIX вв.). 

В это время на формирование западной психологической мысли большое влияние оказали работы Рене Декарта (1596 – 1650), который изучал механизмы поведения человека и сравнивал их с законами механики; он же ввел понятие рефлекса –ответной реакции организма на раздражение. 

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677), Джон Локк(1632 – 1704) и другие исследовали функционирование сознания, влияние на него эмоций, его связи с ощущениями, восприятием, памятью и т.д. 

Начало третьего этапа – становление психологии как самостоятельной экспериментальной науки, относится к 60-70-м годам XIX века.Основателем экспериментальной психологии является Вильгельм Вундт (1832 –1920), который в 1879 г. открыл первую психологическую лабораторию приЛейпцигском университете. В. Вундт изучал физиологию органов чувств и анатомиюнервной системы, применяя в качестве основного метода интроспекцию. 

Развивая идеи В. Вундта, Эдвард Бредфорд Титченер(1867 –1927) – основатель структурной психологии, считал основной задачей психологии изучение структуры сознания, его элементов и законов их объединения для выявления связи психологической структуры сознания с физиологической организацией человека. 

Уильям Джеймс (1842 – 1910), основатель функциональной психологии, в противоположность приверженцам структурализма, считал предметом психологического исследования функции сознания в поведении, выступающего инструментом, с помощью которого организм адаптируется к окружающей среде. 

В психологии оформились современные самостоятельные направления: гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ.

Основателем гештальтпсихологии является Макс Вертгеймер (1880 – 1943); большой вклад в развитие данного направления внесли также Курт Коффка (1886 – 1941) и Вольфганг Кёлер (1887 – 1967). В рамках гештальтпсихологии психика изучается с точки зрения целостных структур (гештальтов), свойства которых несводимы к сумме свойств их составляющих элементов. 

Бихевиоризм (от англ. behaviour –поведение) – направление, основанное американским психологом Джоном Уотсоном(1878 – 1958), рассматривающее в качестве предмета психологии поведение индивида как внешне наблюдаемые реакции организма на стимулы (внешние воздействия со стороны среды), которые можно объективно зафиксировать. 

Психоаналитическая концепция поведения человека разработана в трудах Зигмунда Фрейда (1856 – 1939) и получила дальнейшее развитие в работах Альфреда Адлера (1870 – 1937), Эриха Фромма (1900 – 1980), Эрика Эриксона (1902– 1994) и др. В рамках данного направления разработана динамическая модель психики, включающей сознательную, подсознательную и бессознательную сферы. 

Когнитивная психология (англ. cognitive psychology)возникла в начале 1960-х гг. и изучает когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Представители данного направления –Джером Брунер (род. в 1915), Жан Пиаже (1896 – 1980), Ноам Хомский (род. в 1928г.) и другие исследуют проблемы памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способностей к принятию решений. Представители гуманистической психологии Карл Роджерс (1902 – 1987), Абрахам Маслоу (1908 – 1970), Гордон Олпорт (1897 –1967) разработали холистический (целостный) подход к изучению человеческого существования, особо акцентируя внимание на таких явлениях, как человеческий потенциал, творчество, свобода воли, самореализация. Гуманистическую психологию иногда называют «третьейсилой», в отличие от двух более традиционных подходов психологии –психоанализа и бихевиоризма. 

1.5. Понятия«индивид», «личность», «субъект» и«индивидуальность» в психологии 

В психологии понятия "личность",«индивид», «субъект», «индивидуальность» относятся к базовым категориям. Рассмотрим сущность и содержание указанных базовых категорий психологии .

Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь)или индивидуум – это отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств; отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств;человек как отдельная личность в среде других людей. 

Субъект(от лат. subiectum– подлежащее; субъект, индивид) – это человек, как носитель каких-либо свойств, личность; 

·          конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, носитель активного; человек, чей опыт и поведение являются предметом рассмотрения; все остальные люди являются для этого человека объектами. 

Личность – это человек как носитель сознания (К.К. Платонов); 

·          общественный индивид, объект и субъект исторического процесса (Б.Г. Ананьев, [C. 232]); 

·        «социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения» ,«качества индивида, приобретаемые им в общественной и предметной деятельности и присущие только этому индивиду» (А.В. Петровский, [8, C. 282]); «отличительный и характерный паттерн мышления, эмоций и поведения, формирующий личный стиль взаимодействия индивида с его физическим и социальным окружением» [ С. 416]; «формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом» (Ю.В. Щербатых, [

С. 199]).

Индивидуальность – это неповторимость, уникальность свойств человека. 

Психология личности(англ. personality psychology) – раздел психологии, в котором изучаются природа и механизмы развития личности, строятся различные теории личности. 

Краткие итоги 

Психология – область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных. 

Цель психологических исследований – изучение роли психических функций в индивидуальном и социальном поведении, а также физиологических и нейробиологических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности и поведения людей.

Объект психологии – психика, предмет– основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. 

Психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений. Выделяют четыре группы психических явлений: процессы, состояния, свойства личности и психические образования.

Методы психологических исследований: наблюдение, интроспекция, метод эксперимента, психодиагностические методы, анализ процессов и продуктов деятельности, моделирование, генетический метод и другие.

Основные направления современной психологии: психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология. 

Базовые категории психологии – понятия "личность", «индивид»,«субъект», «индивидуальность». 


Использованная литература и источники:

1.     Ананьев, Б. Г. Человеккак предмет познания / Б. Г. Ананьев. – 3-е изд. – Москва [и др.]: Питер, 2010.– 282 с. <o:p></o:p>

2.     Большой психологическийсловарь / [Авдеева Н. Н. и др.]; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. –3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 666 с. <o:p></o:p>

3.     Бондарчук Е. И. Основыпсихологии и педагогики: Курс лекций / Е. И. Бондарчук, Л. И. Бондарчук. – 3-еизд., стереотип. – Киев: МАУП, 2002. – 168 с. <o:p></o:p>

4.     Введение в психологию: Учебник для университетов / Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е. [и др.]; Под общ. ред. В.П. Зинченко [и др.]; [Пер. с англ. Н.Ю. Спомиор, А.И. Назаров].– 12-е изд. – М.: Тривола, 1999. – 729 с. <o:p></o:p>

5.     Краткий психологическийсловарь / [Абраменкова В. В., Аванесов В. С., Агеев В. С. и др.]; Под общ. ред.А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с. <o:p></o:p>

6.     Островский, Э. В.Психология и педагогика: учебное пособие / Э. В. Островский, Л. И. Чернышова; под ред. Э. В. Островского. – Москва: Вузовский учеб., 2008. – 379 с. <o:p></o:p>

7.     Петровский, А. В.Психология: [учебник для студентов высших учебных заведений] / А. В.Петровский, М. Г. Ярошевский. – 9-е изд., стер. – Москва: Академия, 2009. – 500с. <o:p></o:p>

8.     Петровский, А. В.Теоретическая психология: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся понаправлению и специальности «Психология» / А. В. Петровский, М. Г.Ярошевский. – М.: Academia, 2001. – 496 с. <o:p></o:p>

9.     Платонов, К. К. Структураи развитие личности / К. К. Платонов; Отв. ред. А. Д. Глоточкин; АН СССР, Ин-тпсихологии. – М.: Наука, 1986. – 254 с. <o:p></o:p>


Рейтинг: 0 Голосов: 0 2038 просмотров
Комментарии (0)
>>
Полезные ссылки

ГМУ  минобрнауки  Минобр ставрополь  Госуслуги  РЦОИ Госуслуги Ставропольский край  ФСКН  ГАК  РосОбр Рособрнадзор ЕГЭ  ГИА  ФИПИ  ФГБУ  Молодежь  Единое окно доступа к образовательным ресурсам   Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов   Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 


Телефоны «горячей линии» министерства образования Ставропольского края по вопросам незаконных сборов денежных средств в образовательных организациях Ставропольского края:
(8652)95-14-51 (среда 10.00 - 12.00)
(8652)95-14-47 (пятница 10.00 - 12.00)
Телефон доверия: (87935)3-54-35
Голосования

Чего бы Вы пожелали в новом году?

Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 0
Сегодня были:
Татарников Александр (diezelsun)