Познавательные психические процессы

article195.jpg
Рассматриваются познавательные психические процессы ощущения, восприятия, представления, воображения и внимания, их специфика, виды, свойства, функции.

Общее представление опознавательных процессах 

Познавательные (когнитивные) процессы (от лат. cogito – думаю; англ. cognition – познание) – психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации.

Когнитивная психология (англ. сognitive psychology) – направление современной психологии, в рамках которого исследуется следующий круг проблем: восприятие информации, хранение знаний и извлечение их из памяти, мышление, речь, решение проблем.

Все когнитивные процессы можно разделить на три группы: 

1.     обнаружение стимулов; 

2.     хранение и преобразование стимулов; 

3.     выработка ответных реакций. 

3.2. Ощущение 

Ощущение (англ. sensation) –психический процесс обнаружения простейших стимулов (внешних и внутренних), воздействующих на рецепторы органов чувств. 

Ощущения присущи животным и человеку и являются продуктом деятельности анализаторов (сенсорных систем). 

Анализатор или сенсорная система (англ. sensory system)  часть нервной системы, отвечающая за прием, передачу и обработку сенсорной информации; состоит из чувствительных рецепторов, нейронных проводящих путей и отделов головного мозга, осуществляющих обработку полученных сигналов. 

Сенсорные системы: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. 

Рецептор (от лат. recipere –получать, принимать) – сложное образование, состоящее из нервных окончаний, которые посредством биохимических и неврологических реакций обеспечивают превращение влияния раздражителя в нервный импульс. 

Инициализация ощущения связана с реакцией специфических рецепторов (фоторецепторов, механорецепторов, хеморецепторов, терморецепторов и др.) на физические стимулы.

Рассмотрим различные классификации видов ощущений

1.     По модальности (видам сенсорных систем) различают зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые и интермодальные (промежуточные) ощущения. 

2.     По месту расположения рецепторов (классификации Ч. Шеррингтона) выделяют следующие виды ощущений:

o    экстероцептивные (на поверхности тела); 

o    интероцептивные или органические (во внутренних органах) –наименее осознаваемые и наиболее диффузные формы ощущений, которые осознаются только при существенном нарушении нормального состояния организма; 

o    проприоцептивные (в мышцах, сухожилиях, суставных сумках) – двигательные (кинестетические) и статические ощущения. 

3.     По происхождению (генетическая классификация X. Хэда) выделяют два вида ощущений:

o    протопатические – филогенетически более древние, недифференцированные ощущения (голод, жажда и прочее); 

o    эпикритические – филогенетически более новые ощущения, имеющие дифференцированную структуру, точную локализацию внешнего раздражения, более низкий порог раздражения и более совершенное распознание качества раздражителя. 

4.     По степени совместимости с жизнью биотические (совместимые) и абиотические (несовместимые) ощущения. 

Рассмотрим основные свойства ощущений

o    Качество – основная особенность ощущения, определяемая свойствами вызвавшего его объекта, которая варьируется в пределах данного вида ощущения и отличает его от других. 

o    Интенсивность – степень субъективной выраженности ощущения, которая зависит от силы раздражителя и функционального состояния рецептора. 

o    Сенсорная адаптация – изменение чувствительности под воздействием раздражителя. 

o    Чувствительность сенсорной системы определяется через пороги ощущений. 

o    Абсолютный нижний порог чувствительности – минимальная сила (величина)раздражителя, вызывающая ощущение. 

o    Абсолютный верхний порог чувствительности – максимальная сила (величина)раздражителя, при которой возникает ощущение, адекватное действующему раздражителю. 

o    Относительный (разностный, дифференциальный) порог чувствительности – минимальная разность величин раздражителя, которая дает заметное различие в ощущении.

5.     Длительность – характеристика ощущения, определяющаяся временем действия раздражителя и его интенсивностью.

o    Скрытый (латентный) период ощущений – период времени с момента начала воздействия раздражителя на орган чувств до момента возникновения ощущения. 

o    Последовательный образ – по окончании воздействия раздражителя возникшие ощущения исчезают не сразу, а спустя некоторое время. 

6.     Пространственная локализация – локализация ощущений в определенном месте пространства; данный термин употребляется для слуховых, зрительных и осязательных ощущений. 

7.     Взаимодействие ощущений, которое может проявляться следующим образом: 

o    сенсибилизация – обострение чувствительности анализатора; 

o    синестезия – возникновение ощущения одной модальности под влиянием раздражителя другой модальности; 

o    контраст – изменение качества и интенсивности ощущения под воздействием предшествующего или сопутствующего раздражителя.

Функции ощущений (М.В. Гамезо и другие, [5, С.48]): 

o    сигнальная – уведомление организма о жизненно важных объектах или свойствах окружающего мира; 

o    отражательная (образная) – построение субъективного образа свойства, необходимого для ориентировки в мире; 

o    регулятивная – адаптация в окружающем мире, регулирование поведения и деятельности.

Восприятие

В отличие от ощущения, выделяющего раздражитель из среды посредством биохимических и психофизических реакций, восприятие является психическим процессом более высокого уровня и связывает, синтезирует различные ощущения. 

Восприятие (от лат. perceptio, percipio; англ. perception) – это: 

·         организация, идентификация и интерпретация сенсорной информации в целях представления и понимания окружения; 

·         субъективный образ объекта, сформированный через совокупность ощущений, воздействующих на анализатор / систему анализаторов (перцептивный образ или образ восприятия); 

·         процесс формирования перцептивного образа (перцептивный процесс). 

Перцептивная система (англ. perceptual system) – система, состоящая из одного или более анализаторов (сенсорных систем), обеспечивающих акт восприятия. 

Восприятие – система перцептивных действий. Перцептивные действия (англ. perceptual actions) – структурные единицы перцептивного процесса: обнаружение объекта восприятия, выделение его информационных признаков, идентификация, категоризация.

Рассмотрим различные классификации видов восприятия

1) По модальности (видам анализаторов). 

Перцептивный образ формируется на основе ощущений разных модальностей (с участием нескольких анализаторов). По ведущему в данном акте восприятия анализатору различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное восприятие. 

2) По характеру активности (степени волевого контроля) выделяют непреднамеренное(непроизвольное) и преднамеренное (произвольное) восприятие. 

3) По степени организованности различают организованное и неорганизованное восприятие. 

4) По характеру и продолжительности выделяют следующие виды восприятия: 

·         симультанное (от лат. simul – вместе)– единомоментное, обобщенное, целостное восприятие перцептивного образа; 

·         сукцессивное (от англ. successive –последовательный) – последовательное, развернутое во времени восприятие, обусловленное необходимостью проведения детального сенсорного анализа поступающей информации. 

5) По формам существования материи различают: 

·         восприятие пространства (расстояние до предметов, их форма, величина, объем и др.); 

·         восприятие времени (продолжительность, темп событий); 

·         восприятие движения (форма, характер, направление, скорость, ускорение, амплитуда, продолжительность движения). 

Свойства восприятия:

·         предметность – способность выделять конкретные предметы, относящиеся к определенным классам; 

·         целостность – перцептивный образ содержит множество характеристик объекта, включая и те характеристики, которые не воспринимаются в данный момент; 

·         структурность – перцептивный образ представляет сформированную в течение некоторого времени обобщенную структуру, абстрагированную из ощущений; 

·         осмысленность (категориальность)– в процессе восприятия путем анализа, синтеза, сравнения, обобщения поступающей сенсорной информации осуществляется категоризация объектов восприятия (отнесение к определенной группе, классу, категории предметов); 

·         обобщенность – восприятие представляет процесс совместного отражения единичного и общего; 

·         избирательность – способность воспринимать предметы, представляющие наибольший интерес, основа – интересы, установки и потребности личности; 

·         константность – способность воспринимать объект при изменении условий его восприятия в относительно широком диапазоне; 

·         апперцепция – зависимость восприятия от прежнего опыта человека; 

·         иллюзии восприятия – искаженное отражение реальности; может происходить в разных модальностях. 

В зависимости от индивидуальных особенностей человека, восприятие может относиться к синтетическому / аналитическому,объяснительному / описательному, объективному / субъективному типам.

Представление 

Представление (англ. representation, mental representation)– это 

·         процесс репрезентации образов восприятия, т.е. когнитивный процесс отражения объектов, которые в данный момент времени не воспринимаются органами чувств, а воссоздаются на основе предшествующего опыта (результатов ощущений и восприятий); 

·         чувственный образ объекта, полученный в данном процессе. 

Представления следует отличать от персеверирующих образов и первичных образов памяти. Персеверирующие образы –непроизвольные образы, всплывающие в сознании после длительного восприятия объекта, оказавшего сильное эмоциональное воздействие. 

Первичные образы памяти – образы, непосредственно следующие за восприятием объекта, которые удерживаются в памяти в течение короткого промежутка времени.

По сравнению с образами восприятия, представления воссоздают объект с меньшей точностью, могут содержать искажения. Представления отличаются меньшей яркостью, мысленные образы бледнее и фрагментарнее, часть сторон или черт объекта отсутствует.


Рассмотрим подходы к классификации представлений.

1. По видам ведущего анализатора

По видам ощущений и восприятия, составляющего перцептивный опыт человека, который является основой представлений, выделяют зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, температурные, кинестетические, органические представления. 

2. По степени обобщенности выделяют единичные, общие и схематизированные представления. 

Единичные представления связаны с восприятием отдельного объекта, часто сопровождаются эмоциями и являются основой узнавания. 

Общие представления обобщенно отражают группу сходных объектов, формируются при участии речи.

Схематизированные представления объектов –представления в виде схем, графиков, карт, диаграмм и т. д. 

В отличие от представлений, восприятия всегда являются единичными. 

3. По происхождению выделяют представления, которые формируются на основе ощущений, восприятия, мышления, воображения. 

4. По степени проявления волевых усилий выделяют представления: 

·         непроизвольные, возникающие спонтанно; 

·         произвольные, возникающие под воздействием воли, в интересах поставленной цели; они контролируются сознанием и играют большую роль в его профессиональной деятельности. 

Типы представлений:

1.     представления памяти – возникают на основе прошлого опыта непосредственного восприятия какого-либо объекта; 

2.     представления воображения – возникают без опоры на опыт непосредственного восприятия.

Основные характеристики представлений:

·         наглядность – представления являются чувственно-наглядными образами действительности; 

·         фрагментарность – представления неполностью отражают признаки и характеристики реальных образов; 

·         неустойчивость, непостоянство – фокусируясь на различных деталях воспроизводимого образа, представления изменяются; 

·         обобщенность – возникший в сознании образ объекта носит обобщенный характер. 

Функции представлений в психической регуляции поведения:

·         сигнальная – представление содержит информацию об объекте, ранее воздействовавшем на органы чувств, которая преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением; 

·         регулирующая – представление об объекте, ранее воздействовавшем на органы чувств, позволяет отобрать нужную информацию для решения поставленной задачи оптимальным образом с учетом реальных условий предстоящей деятельности; 

·         настроечная – представления осуществляют ориентацию деятельности в зависимости от характера воздействий окружающей среды. 

Важная познавательная роль представлений заключается в том, что они являются переходной ступенью от чувственно-наглядного восприятия к абстрактно-логическому мышлению. Представления отличаются от абстрактных понятий наглядностью и отсутствием внутренних закономерных связей и отношений, скрытых от непосредственного восприятия. Произвольное оперирование представлениями в памяти, воображении и мышлении, а также их дальнейшая переработка в абстрактные понятия, осуществляется посредством языка.


Воображение 

Воображение (англ. imagination) – это 

·         познавательный процесс удерживания в сознании и мысленного манипулирования представлениями, отражающими реальную действительность, и построения на этой основе новых представлений объектов, которые отсутствуют в данный момент времени или реально не существуют; 

·         способность к построению представлений объектов на основе имеющегося чувственного, эмоционально-смыслового, интеллектуального и практического опыта. 

Воображение – сложный, непредсказуемый психический процесс, сопровождающийся эмоциями. Физиологическая основа воображения – возникновение образов, связанных с прежним опытом посредством актуализации нервных связей, их распада, перегруппировки и объединение в новые системы.Физиологические механизмы воображения связаны с функционированием коры больших полушарий головного мозга и гипоталамо-лимбической системы.

Воображение многофункционально: 

·         образное представление действительности – воображение ориентирует человека в процессе деятельности, позволяя оперировать с образами воображаемых объектов; 

·         формирование внутреннего плана действий – воображение позволяет конструировать образ цели, находить способы ее достижения в условиях неопределенности и предвосхищать ожидаемые результаты; 

·         участие в произвольной регуляции познавательных процессов – концентрация внимания, памяти, мышления и более глубокое познание окружающего мира; 

·         регулирование эмоциональных состояний и управление психофизиологическим состоянием организма (изменение при помощи воображения, ритмики дыхания, частоты пульса, кровяного давления, температуры тела); 

·         актуализация креативных способностей к художественному и научному творчеству; 

·         продуцирование образов, соответствующих описанию объекта. 

Рассмотрим подходы к классификации видов воображения

1.     По предмету, материалу деятельности выделяют следующие виды воображения: эмоциональное, образное, словесно-логическое (концептуальное). 

2.     По ведущему виду деятельности выделяют художественный, технический, музыкальный и другие виды воображения. 

3.     По способам активности выделяют следующие виды воображения: 

o    активное – образы сознательно формируются и трансформируются в соответствии с поставленными целями; при этом сам процесс воображения контролируется; 

o    пассивное – образы спонтанно продуцируются, неожиданно изменяются и исчезают; волевой контроль над процессом отсутствует; 

o    преднамеренное (произвольное) – человек сознательно ставит цель создать образ; 

o    непреднамеренное (непроизвольное) – человек не «имеет намерения», сознательно не ставит перед собой цели (проявляется в сновидениях, медитативных образах). 

4.     По результатам выделяют следующие виды воображения:

o    продуктивное (творческое) – создание новых оригинальных образов, для которых отсутствуют аналоги; 

o    репродуктивное (воссоздающее) – воссоздание образов реальных объектов по имеющейся о них информации; 

5.     По характеру образа различают виды воображения: 

o    конкретное – создание образов объективно существующих предметов, явлений; 

o    абстрактное – создание обобщенных, отвлеченных, условных образов.

6.     По форме проявления различают виды воображения: 

o    реалистическое – воображение, наиболее полно и глубоко отражающее действительность; 

o    фантазия – воображение, далекое от действительности, создающее неправдоподобные образы, элементы которых нереальны; 

o    мечта – воображение, направленное на желаемое будущее; 

o    грезы – воображение, рисующее приятные, желаемые картины будущей жизни.

7.     По типу преобладающих в воображении образов можно выделить зрительные, тактильные, двигательные и др. 

Основные приемы воображения: 

·         комбинирование – результат сложной аналитико-синтетической деятельности, в процессе которой составляются и преобразуются различные элементы, из которых строится новый образ; 

·         агглютинация (от лат. agglutinare –соединять) – создание нового образа воображения посредством слияния, объединения, синтеза нескольких образов в единое целое; 

·         акцентирование – выделение, подчеркивание отдельных признаков образа; 

·         гиперболизация – преувеличение всех особенностей образа предмета; 

·         литола – приуменьшение всех особенностей образа предмета;

·         схематизация – обобщение существенных признаков, слияние сходных черт, и сглаживание различий; 

·         типизация – синтез отдельных представлений путем выделения существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощения их в конкретном образе. 

Воображение тесно связано с другими познавательными процессами – восприятием, памятью, мышлением, а также с эмоциональными психическими процессами.

Внимание 

Внимание (англ. attention) – познавательный психический процесс и психическое состояние выборочной концентрации (направленность и сосредоточенность сознания) на определенных объектах окружения при игнорировании других.

Классификация видов внимания

1.     По форме деятельности выделяют следующие виды внимания:

o    сенсорно-перцептивное – реализуется через работу органов чувств в процессе восприятия информации; 

o    интеллектуальное – активизируется при осуществлении мыслительных операций; 

o    двигательное – активизируется при контроле над работой мышечной системы. 

2.     По ведущему анализатору выделяют зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, кинестетическое внимание. 

3.     По направленности различают внешнее (направленное на окружающую среду), внутреннее (направленное на ощущения внутри организма) и пограничное (направленное на оценку ощущений кожи и слизистых) внимание. 

4.     По степени волевого контроля выделяют виды внимания:

o    непроизвольное (пассивное) – возникает как ориентировочный рефлекс на новый, неожиданный стимул; может быть вызвано особенностями раздражителя или связью между объектом и потребностями человека; 

o    произвольное (активное) – сознательно направленное и регулируемое сосредоточение, которое контролируется волевым усилием; 

o    послепроизвольное внимание – сознательно направленное сосредоточение, не требующее волевого усилия; высшая форма профессионального внимания, которая занимает промежуточный характер между произвольным и непроизвольным вниманием.

5.     По происхождению выделяют виды внимания: 

o    природное – врожденная способность организма избирательно реагировать на внешние и внутренние стимулы; 

o    социально обусловленное – внимание, которое развивается в процессе обучения и воспитания. 

6.     По использованию средств различают виды внимания: 

o    непосредственное – управляется только объектом, на который направлено внимание; 

o    опосредованное – регулируется с помощью специальных средств – слов, жестов, указательных знаков и т.д. 

Свойства внимания:

·         Сосредоточенность (концентрация) внимания – удержание внимания на объекте при отвлечении от всего остального. 

·         Колебания внимания – периодические кратковременные непроизвольные ослабление и усиление сосредоточенности. 

·         Глубина внимания – степень концентрациина рассматриваемом объекте. 

·         Распределение внимания – одновременное восприятие нескольких объектов.

·         Объем внимания – количество объектов, которые одновременно охватываются вниманием, находясь в фокусе сознания. Объем внимания совпадает с объемом кратковременной памяти. В среднем объем внимания взрослого человека равен числу 7 ± 2 объекта. 

·         Переключаемость внимания – способность внимания к переключению. Переключение – перемещение внимания с одного объекта на другой. 

·         Устойчивость внимания – временная продолжительность сосредоточения на объекте или явлении. 

·         Избирательность внимания – способность настройки на сознательное восприятие информации при наличии шумов. 

Функции внимания:

1.     обеспечение целенаправленной селекции воспринимаемой информации; 

2.     обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности восприятия; 

3.     регуляция и контроль осуществляемой деятельности. 

Виды нарушений внимания:

·         отвлекаемость внимания (внешняя, внутренняя) – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой; 

·         рассеянность внимания – нарушение способности длительное время концентрировать внимание на объекте (подлинная рассеянность – неспособность к сосредоточению, мнимая рассеянность – чрезмерная концентрация внимания); 

·         подвижность внимания – постоянное переключение внимания с одного объекта на другой, приводящее к снижению эффективности деятельности; 

·         инертность внимания – малая подвижность внимания; 

·         сужение внимания – слишком маленький объем внимания (2-3 единицы). 

Изменения внимания детерминированы индивидуально-типологическими, возрастными и другими характеристиками человека. 

Краткие итоги 

Познавательные (когнитивные) процессы – психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. 

Ощущение – психический процесс обнаружения простейших внешних и внутренних стимулов, воздействующих на рецепторы органов чувств. Виды ощущений: экстероцептивные (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые), интероцептивные (голод, жажда, боль), проприоцептивные(кинестетические). 

Восприятие – психический процесс организации, идентификации и интерпретации сенсорной информации в целях представления и понимания окружения. В отличие от ощущения, выделяющего раздражитель из среды посредством биохимических и психофизических реакций, восприятие является психическим процессом более высокого уровня и связывает, синтезирует различные ощущения. 

Представление – процесс репрезентации образов восприятия, т.е. когнитивный процесс отражения объектов, которые в данный момент времени не воспринимаются органами чувств, а воссоздаются на основе предшествующего опыта (результатов ощущений и восприятий). 

Воображение – психический процесс удерживания в сознании и мысленного манипулирования представлениями, отражающими реальную действительность, и построения на этой основе новых представлений объектов, которые отсутствуют в данный момент времени или реально не существуют. 

Внимание – психический процесс и психическое состояние выборочной концентрации на определенных объектах окружения при игнорировании других. 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1840 просмотров
Комментарии (0)
>>
Полезные ссылки

ГМУ  минобрнауки  Минобр ставрополь  Госуслуги  РЦОИ Госуслуги Ставропольский край  ФСКН  ГАК  РосОбр Рособрнадзор ЕГЭ  ГИА  ФИПИ  ФГБУ  Молодежь  Единое окно доступа к образовательным ресурсам   Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов   Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 


Телефоны «горячей линии» министерства образования Ставропольского края по вопросам незаконных сборов денежных средств в образовательных организациях Ставропольского края:
(8652)95-14-51 (среда 10.00 - 12.00)
(8652)95-14-47 (пятница 10.00 - 12.00)
Телефон доверия: (87935)3-54-35
Голосования

Чего бы Вы пожелали в новом году?

Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 0
Сегодня были:
Сегодня зарегистрированные пользователи не посещали сайт