Методический прием "Отсроченная отгадка"

10 февраля 2016 - Ольга Викторовна
article724.jpg

Галина Шутова, 07.02.2016

Прием "Отсроченная отгадка" был предложен А. Гином и в ряде методических разработок получил свое прочтение. По сути, этот прием — способ необычно начать урок, задать интригу, уже с самого начала урока активировать мышление учащихся, придав ему определенное направление, созвучное теме урока. В технологии проблемного обучения "отсроченная отгадка" рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.

Суть приема и примеры его использования на уроках

Итак, прием "отсроченная отгадка" — это способ вхождения в урок. До объявления темы учитель предлагает необычный факт, комментарий, который показывает тему урока, но не называет ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.

Вместо фактов и комментариев можно предложить загадку, видеоматериал, серию фотографий, картин, пример из жизни, статистические данные. Главное, чтобы это было ярко, впечатляюще, необычно.

Примеры использования отсроченной отгадки

Предмет: история

Тема: Реформы Петра I

Вопрос: В начале XVIII в. не все, даже самые образованные, люди умели различать "право" и "лево", зато с легкостью могли отличить сено от соломы. Вот царь Петр и придумал привязывать к одной ноге солдата сено, а к другой — солому. Вскоре все солдаты русской армии шагали в ногу и запросто выполняли команды, звучащие на плацу.

А еще Петр увлекался стоматологией и рвал зубы всем желающим, завез в Россию картофель и тюльпаны и выдавал медали….за пьянство.

В ходе обсуждения ученики приходят у мысли, что на уроке будут рассматриваться и другие реформы и свершения этого царя.

Предмет: окружающий мир

Тема: Время: год, неделя, сутки

Необычный факт: Ваш возраст это просто количество раз, которые вы пролетели вокруг Солнца.

Предмет: физика

Тема: Резонанс

Учитель демонстрирует серию фото, на которых изображены разрушенные или качающиеся мосты.

Предмет: география

Тема: Река и ее части.

Загадка:

Союз, число потом предлог — 
Вот и вся шарада. 
А чтоб ответ найти ты смог, 
О реках вспомнить надо. 

Это лишь некоторые примеры использования приема. А если к теме урока слишком сложно подобрать удивительный факт или что-то необычное, можно воспользоваться приемом "Фантастическая добавка". 

Предмет: информатика

Тема: Оптическое распознавание текста (и сканирование текста)

Загадка: " target="_blank">видео 1 >>> или " target="_blank">видео 2 >>>

Видео показывается в начале урока, учитель задает вопросы о том, происходит на видео, постепенно ученики приходят к теме "распознавание текста".

 

Комментарии (0)
>>
Полезные ссылки

ГМУ  минобрнауки  Минобр ставрополь  Госуслуги  РЦОИ Госуслуги Ставропольский край  ФСКН  ГАК  РосОбр Рособрнадзор ЕГЭ  ГИА  ФИПИ  ФГБУ  Молодежь  Единое окно доступа к образовательным ресурсам   Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов   Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 


Телефоны «горячей линии» министерства образования Ставропольского края по вопросам незаконных сборов денежных средств в образовательных организациях Ставропольского края:
(8652)95-14-51 (среда 10.00 - 12.00)
(8652)95-14-47 (пятница 10.00 - 12.00)
Телефон доверия: (87935)3-54-35
Голосования

Чего бы Вы пожелали в новом году?

Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 0
Сегодня были:
Сегодня зарегистрированные пользователи не посещали сайт