Классификация содержания операционного компонента информационной культуры учащихся по направлению работы с информацией и используемым информационным источником.

18 апреля 2015 - Ольга Викторовна
article410.jpg

 

Информационный поиск

Предметно-аналитическая деятельность

Перекодировка

информации

Хранение информации

Наблюдение

Умения и навыки извлечения информации при рассматривании объекта: предмета или явления природы, человека, графического изображения, абстрактных символов.

Установление причинно-следственных связей в изучаемом явлении, облике предмета. Планирование и изменение порядка в высказывании об объекте. Сравнение объектов.

Вербализация результатов наблюдений. Использование приемов графического изображения результатов наблюдений

Рациональные способы хранения информации в письменном виде, в графическом изображении, в компьютере, на дисках. Задание особенностей своей памяти и использование удобных мнемонических приемов для работы с информацией. Рациональная форма расположения найденного объемного материала для будущего информационного поиска  и творческого использования информации

Общение

Искусство введения беседы. Получение информации с помощью вопросов. Умение использовать информацию, поданную в прямой или косвенной форме.

Оценка качества сообщений собеседника с точки зрения соответствия учебной задаче. Составление суждений и умозаключений. Суждения ложные и истинные. Искусство ведения спора: аргументы и контраргументы.

Умение вести записи и зарисовки в ходе экскурсии, беседы, рассказа, мини-лекции.

Слово

Навык работы с новыми понятиями. Использование словарей. Умение извлекать информацию из морфемного состава слова

Умения давать толкования, классифицировать понятия. Умение оценивать информационный «вес» слова в зависимости от его позиции в предложении.

Знание рациональных приемов изображения слов: сокращение, аббревиатура, графические символы. Ведение словарей. Составление ребусов.

Рациональные способы хранения информации в письменном виде, в графическом изображении, в компьютере, на дисках. Знание особенностей своей памяти и использование удобных мнемонических приемов для работы с информацией. Рациональная форма расположения найденного объемного материала дл будущего поиска и творческого использования информации.

Книга, текст

Библиографический поиск. Использование ориентировочного аппарата книги. Навыки ориентировки в тексте. Система пометок и закладок.

Оценка качества найденной информации с точки зрения ее соответствия учебной задаче. Различение главного и второстепенного в тексте, изображении. Выделение фрагментов содержания, подтверждающих главную мысль. Планирование способа вербализации знаний, полученных в ходе работы с текстом книги, компьютером.

Изменение объема информации в соответствии с учебной задачей. Использование условных сокращений и графики для удобства хранения информации.

Компьютер

Необходимые пользовательские навыки работы с клавиатурой, мышью, дисками. Информационный поиск в системе Windows, гиперсреде. Способы изъятия информации из компьютера.

Навыки работы с гибкими дисками, СD. Использование буфера обмена для изъятия фрагментов информации, ее структурирования. Владение навыками работы с текстовым и графическим редакторами, с таблицами.

 

 

Направления, уровни и критерии оценки сформированности операционного компонента информационной культуры младших школьников

Уровни

Информационный поиск

Предметно-аналитическая деятельность

Перекодировка

информации

Хранение информации

Низкий

Неумение сконцентрировать внимание на объекте. Слабая техника чтения и письма. Неумение сформулировать информационный запрос. Эгоцентричная речь (как препятствие для  плодотворного общения)

Несамостоятельность в осуществлении простейших логических операций подкрепленных наглядными опорами. Неумение оценить адекватность источника информации запросу.

Копирование устного или письменного текста, его фрагментов

Механическое запоминание увиденного, услышанного, прочитанного

Стартовый

Умение концентрировать внимание на объекте. Признаки социализации речи. Умение получать информацию с помощью вопросов. Умение принимать учебную задачу и формулировать информационный запрос. Осознанность чтения.

Элементарное умение в проведении процедуры описания наблюдаемого объекта. Умение определять тему, сюжет, главные слова текста. Способность адекватно оценивать выбранный источник с точки зрения его соответствия информационному запросу.

Копирование текста, его фрагментов с выделением главного.

Элементы логического запоминания информации, опыт хранения информации в сжатом (устном, письменном, графическом) виде

Базовый

Умение вести целенаправленное наблюдение. Умение получать информацию на слух. Умение пользоваться домашней и общественной библиотекой, книгой, текстом, компьютером для поиска нужного источника (фрагмента) информации.

Овладение процедурой сравнения объектов. Умение давать толкование, классифицировать понятия. Умение структурировать информацию, видеть ключевые слова в тексте. Способность оперативно и адекватно оценивать источник с точки зрения его соответствия информационному запросу.

Сжимание информации в той же системе кодирования, использование своих слов и формулировок. Творческий опыт сжимания информации с изменением системы кодирования.

Рациональные способы хранения информации в соответствии с особенностями в своей памяти. Наличие привычек эффективной организации труда.

Опережающий

Умение инициировать и эффективно вести познавательную беседу. Способность организовывать (сужать) круг поиска информации рациональными приемами. Избирательное отношение к источникам информации, умение объяснить свои предпочтения.

Умение использовать информацию, поданную в прямой и косвенной форме. Умение участвовать в дискуссии, высказывая суждения, осознанно пользуясь аргументами и фактами. Планирование способа вербализации знаний, полученных в ходе работы с текстом книги, компьютером.

Сжимание информации с изменением системы кодирования на более рациональную (с точки зрения индивидуальных особенностей ученика)

Использование кодированных записей и компьютера как средства хранения информации

 

Комментарии (0)
>>
Полезные ссылки

ГМУ  минобрнауки  Минобр ставрополь  Госуслуги  РЦОИ Госуслуги Ставропольский край  ФСКН  ГАК  РосОбр Рособрнадзор ЕГЭ  ГИА  ФИПИ  ФГБУ  Молодежь  Единое окно доступа к образовательным ресурсам   Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов   Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 


Телефоны «горячей линии» министерства образования Ставропольского края по вопросам незаконных сборов денежных средств в образовательных организациях Ставропольского края:
(8652)95-14-51 (среда 10.00 - 12.00)
(8652)95-14-47 (пятница 10.00 - 12.00)
Телефон доверия: (87935)3-54-35
Голосования

Чего бы Вы пожелали в новом году?

Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 0
Сегодня были:
Сегодня зарегистрированные пользователи не посещали сайт