Взаимопомощь. Взаимовыручка.

15 января 2016 - Ольга Викторовна
article681.jpg

Сегодня мы поговорим с вами на очень важную тему. Но сначала ответим на 2 вопроса: 

·         Что такое дружба? 

·          Что такое помощь и взаимопомощь? 

А теперь обратимся за помощью к нашим постоянным помощникам – словарям. 

Взаимопомощь – это взаимная, обоюдная, касающаяся обеих сторон помощь, помощь друг другу. (Толковый словарь С.И. Ожегова)

Словарь синонимов 

Взаимопомощь- ты мне — я тебе, круговая порука, рука руку моет, взаимовыручка, помощь. Взаимопомощь, ж. Помощь, оказываемая друг другу взаимно. 

Взаимопомощь в Чапаевской дивизии была развита до высокой степени, и каждая часть настойчиво и быстро помогала другой части, попавшей в трудное положение.

Фурманов, Чапаев. 
Толковый словарь Ушакова 

Взаимопомощь

(взаимопомощи, мн. нет,  ж. (книжн.). Взаимная помощь, оказание помощи двумя или несколькими лицами друг другу.  
Исторический словарь 

Взаимопомощь в широком смысле — система обмена услугами и материальными ценностями, составляющая основу социального существования и пронизывающая человеческое общежитие в любой культуре. 

Почему сегодня возникают именно эти вопросы? Что поможет нам разобраться, применительно к образовательной деятельности? 

Проблема поставлена. Пути её решения – проблемный тип обучения.

 

    

 

Как мы видим из практики, достижение высокого качества образования обеспечивает проблемный тип обучения. 

Целями проблемного обучения являются знакомство школьников с самим процессом получения результатов, освоение навыков самостоятельной работы, развитие творческих способностей учеников. Главная задача учителя –вооружить их умениями самостоятельно добывать новые знания, эффективно выстраивать свою деятельность, самосовершенствоваться. Для уроков следует подбирать такой учебный материал, чтобы каждый понимал, зачем он выполняет то или иное упражнение. Можно организовать учебный процесс так, чтобы постановка конкретных задач исходила от детей. Нужно обращать внимание и на возможность решения проблемы путем выполнения одного и того же задания различными способами. 

Приобретенные на таких уроках умения способствуют формированию у школьников навыков контроля  за собственными действиями и действиями своих товарищей и исправления ошибок.

В своей работе мы, педагоги, постоянно используем методы взаимного обучения детей друг другом на уроках и внеурочной деятельности. Помимо практической части, используем теоретическую. Добываем знания из копилки мудрости русского народа. Используем элементы фольклора. Например.


Русские пословицы и поговорки о взаимопомощи: 

·         Доброе дело век не забудется. 

·         За добро плати добром. 

·        Друзья познаются в беде. 

·        Свет не без добрых людей.

·         Доброе дело и в воде не тает. 

·         Ты пожалел, и тебя пожалеют. 

·         Добро худо переможет. 

·       Не устоять худу против добра. 

·       Сделав добро, не кайся.

 

    

 

На уроках мы вводим новую технологию — Технологию диалоговой взаимопомощи. 

В настоящее время к понятию «педагогическая технология» относят все, что касается совершенствования учебного процесса. Дидактическое назначение технологии диалоговой взаимопомощи: наибольшие результаты достигаются при решении задач закрепления знаний, умений учащихся, а также отработки умений, навыков. Для проведения учебного процесса на основе технологии взаимопомощи необходима определенная подготовка. Весь процесс запуска технологии диалоговой взаимопомощи можно разделить на несколько этапов.Первый этап — подготовительный. На подготовительном этапе педагог должен разработать дидактические карточки по одной и той же теме (время выполнения одной карточки – 2-3 минуты). Накануне запуска технологии педагог раздает по одной карточке детям, они записывают их в свои рабочие тетради (или получают уже в готовом виде) и дома выполняют задание этой одной карточки. До запуска технологии педагог должен проверить правильность выполнения заданий карточек  всеми учащимися (это условие обязательное). В процессе выполнения нужно и можно консультироваться друг с другом, до уроков могут проводить консультации старшеклассники и педагог. Обязательным условием является работа консультантов класса до урока, в обязанности консультанта входит проверка выполнения домашних заданий учащимися (правильности выполнения карточки), для проверки можно использовать эталон правильности выполнения заданий карточек. Второй этап –проведение занятий. Это естественное общение в сменных парах и взаимоконтроль.Перед учащимися при естественном общении ставятся две задачи: усвоить содержание всех карточек и помочь товарищам в усвоении содержания своей карточки, которую делал самостоятельно дома и правильность выполнения карточки проверялась педагогом или консультантом. До начала естественного общения педагог объясняет учащимся, как будет происходить работа на уроке, как будут работать с карточками в парах. Урок начинается с того, что учащиеся в парах(посадка стандартная) обмениваются заданиями, объясняя друг другу. Посадка учащихся может быть разной: на каждом ряду по восемь вариантов (или по 6, по 4)После обмена информацией в первой паре начинается движение отдельных учащихся в классе для организации следующих пар. Пересадка и обучение друг друга происходят до тех пор, пока у первого варианта не перебывают все от второго по восьмой включительно. 

Каждый из учащихся, таким образом, кроме своего домашнего задания по одной карточке выполняет еще семь вариантов карточек. Каждый из учеников в определенный период был и учеником, и педагогом (постоянно меняясь ролями), и в то же время каждый момент урока – это коллективная деятельность. В функции ученика по этой технологии входит не только самому усвоить предлагаемый материал для изучения, но и помочь другим товарищам. Кроме того, учащиеся помогают друг другу осуществлять взаимоконтроль после самоконтроля. Учащимся могут быть предложены маршрутные листы, которые помогут осуществлять пересадку. Варианты посадки и передвиженияучащихся по классу выбирает педагог, и зависит это от возможностей класса(расположения и закрепления мебели, количества учащихся в классе). После обмена информацией при работе в парах начинается взаимоконтроль, когда учащиеся в  отведенное педагогом время для взаимоконтроля спрашивают друг друга поочередно по всем восьми карточкам. Для проверки знаний даются (в зависимости от сложности изучаемого материала) или те же варианты карточек, что были, или новые, но подобные. В том случае, если педагог планирует и ставит только однузадачу – организацию усвоения (закрепления) – многократную проработку, то всёорганизуется так же, как в I случае, только проводится одна часть (обмен карточками).Объем карточки еще больше увеличивается и рассчитан примерно на 5 минут, учащиеся в ходе обмена работы в парах займут около 40 минут, и 5 минут займеторганизационный момент. В данном случае контроль за усвоением знаний такжепланируется на следующий урок. Особенности технологии диалоговой взаимопомощи: 


·Возможно проведение технологии в течение одного урока (неспаренного). 


· Структура карточки иная (задания даются несложные и небольшие по объему), так как в основном по этой технологии осуществляется отработка умений и навыков, объяснение со стороны ученика рассчитано на 2-3, 3-4, 4-5 минут в зависимости от варианта проведения.
· Чаще всего эта технология направлена на закрепление знаний учащихся. 


·Данная методика позволяет организовать процесс говорения примерно в течение 15-25 минут для каждого учащегося.

 

  

Комментарии (0)
>>
Полезные ссылки

ГМУ  минобрнауки  Минобр ставрополь  Госуслуги  РЦОИ Госуслуги Ставропольский край  ФСКН  ГАК  РосОбр Рособрнадзор ЕГЭ  ГИА  ФИПИ  ФГБУ  Молодежь  Единое окно доступа к образовательным ресурсам   Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов   Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 


Телефоны «горячей линии» министерства образования Ставропольского края по вопросам незаконных сборов денежных средств в образовательных организациях Ставропольского края:
(8652)95-14-51 (среда 10.00 - 12.00)
(8652)95-14-47 (пятница 10.00 - 12.00)
Телефон доверия: (87935)3-54-35
Голосования

Чего бы Вы пожелали в новом году?

Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 0
Сегодня были:
Сегодня зарегистрированные пользователи не посещали сайт